Елисеев Евгений Александрович  
 

Архив Новостей


Декабрь 2006 г.     
27 Декабрь 2006 г., среда
СЕРГЕЙ МИРОНОВ ПОДВЕЛ ИТОГИ РАБОТЫ ПАРЛАМЕНТАРИЕВ В УХОДЯЩЕМ 2006 ГОДУ

27 декабря 2006 года Председатель Совета Федерации Сергей Миронов подвел итоги осенней парламентской сессии на завершающем пленарном заседании Совета Федерации.

«Сегодня мы завершаем осеннюю сессию и нашу парламентскую работу в 2006 году, и я хотел бы остановиться на главном.

Мы активно занимались проблемами реализации национальных проектов. В течение года был принят целый ряд законов, направленных на реализацию социальных приоритетов государственной политики.

Прежде всего, это законы, направленные на повышение рождаемости, защиту материнства и детства – о «материнском капитале» и существенном повышении пособий по уходу за детьми.

Кроме того, наша палата подготовила Доклад «О положении детей в Российской Федерации». Для организации эффективного контроля над непростой ситуацией мы предложили учредить институт Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации.

При непосредственном участии Совета Федерации были приняты поправки в жилищное законодательство, предупреждающие повторение недопустимых нарушений прав граждан – участников долевого строительства. Важным этапом в развитии российского рынка жилья стало принятие поправок в закон об ипотечных ценных бумагах. Кроме того, мы создали в палате специальную Комиссию для подготовки законодательных актов, направленных на реформирование и модернизацию жилищно-коммунального комплекса страны.

Серьезное внимание было уделено Советом Федерации в 2006 году вопросам развития аграрного сектора. Совет Федерации одобрил ряд законов о земельных отношениях, о финансировании и налогообложении сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций АПК.

Нами был подготовлен и внесен в Госдуму в качестве законодательной инициативы ряд законопроектов социальной направленности в сферах образования, культуры и науки, оплаты труда, поддержки сельского хозяйства и т.д.

Активное участие Совета Федерации в бюджетном процессе позволило нам в этом году достичь позитивных результатов по финансированию социальной сферы. Напомню, что палата приняла специальное постановление, содержащее конкретные предложения по концепции федерального бюджета 2007 года, в том числе по мерам, необходимым для покрытия затрат субъектов Российской Федерации на реализацию национальных проектов. Участие в бюджетном процессе – это одна из главных задач Совета Федерации, как палаты регионов.

Впервые в новейшей истории страны государство вкладывает значительный капитал в социальную сферу, разворачиваясь навстречу человеку. Думаю, что Совет Федерации продолжит эту линию, у которой, прямо скажу, просто не может быть альтернативы.

В рамках реализации экономической стратегии был принят целый блок значимых законов.

В целях укрепления институтов демократии и гражданского общества мы закрепили федеральным законом гарантии прав граждан на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Принят очень важный закон, регламентирующий и ужесточающий для чиновников всех уровней порядок работы с обращениями граждан.

Ощутимый прогресс в этом году достигнут в сфере борьбы с терроризмом. Президентом страны подписан единогласно одобренный Советом Федерации ФЗ «О противодействии терроризму». Совет Федерации одобрил также ФЗ «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма». Согласованные действия всех ветвей власти уже привели к положительным результатам: по оценке правоохранительных органов активность проявлений террористического характера снизилась в этом году в 3-4 раза.

Для своевременной и адекватной реакции на обострение межнациональных отношений мы, с одобрения Президента страны, организовали при Совете Федерации Объединенную комиссию по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений. Оперативно была развернута интенсивная работа комиссии, и за короткое время нам удалось достичь определенных успехов. Создана и приступила к работе постоянная Комиссия СФ по государственной морской политике.

Мы постоянно расширяем сферу мониторинга принятых законов. Завершается подготовка уже третьего Доклада СФ «О состоянии законодательства в РФ». Создание системы мониторинга действующего законодательства, вовлечение в это необходимое дело субъектов Федерации, федеральных органов власти, экспертного сообщества – это то, чем мы можем гордиться.

Нельзя не сказать и о наиболее важных аспектах деятельности Совета Федерации на международной арене. Значительным событием в сфере «парламентской дипломатии» стало проведение в Москве первой встречи председателей парламентов стран – членов ШОС. По ее результатам была достигнута договоренность о запуске постоянно действующего механизма таких встреч.

Впервые в истории сессия Конгресса региональных и местных властей Европы была проведена в Москве под эгидой Совета Федерации.

В этом году Россия была впервые избрана в качестве места проведения 15-й сессии АТПФ (Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума). Она состоится в январе 2007 года. Это решение – высокая честь, оказанная Совету Федерации и стране в целом. Мы должны сделать все от нас зависящее, чтобы период нашего председательства в АТПФ был насыщенным и продуктивным.

В июне состоялся очередной десятый Петербургский международный экономический форум, который стал ярким событием в экономической и политической жизни нашей страны и стран СНГ.

В сентябре был проведен четвертый Байкальский международный экономический форум по вопросам сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

В ноябре в Брюсселе успешно прошла уже третья международная парламентская конференция по вопросам законодательного обеспечения борьбы с терроризмом.

Следующий год будет очень ответственным в политической жизни страны и деятельности Совета Федерации. Мы хорошо знаем, какие трудности связаны с избирательными кампаниями федерального уровня. Не в последнюю очередь в силу неизбежного возрастания популизма со стороны общественных деятелей и политиков. Государственная Дума на время прекращает свою работу. В такие периоды повышается роль Совета Федерации, как гаранта преемственности и непрерывности законодательного процесса, сохранения стабильности общей политической обстановки в стране.

Уверен, что мы достойно справимся с этой ответственной ролью. И Совет Федерации будет в следующем году успешно осуществлять деятельность по согласованию позиций регионов и Центра».


27 Декабрь 2006 г., среда
О РОЗНИЧНЫХ РЫНКАХ: ЗАКОН ЗАЩИТИТ ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ПОДДЕРЖИТ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

Совет Федерации одобрил Федеральный закон, регулирующий законодательные отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров на розничных рынках, а также прав и обязанностей лиц, осуществляющих указанную деятельность.

Законом также вводятся такие понятия, как «розничный рынок», «продовольственно-сельскохозяйственный рынок», «сельскохозяйственный кооперативный рынок», «продавец на сельскохозяйственном кооперативном рынке», «управляющая рынком компания», а также определяется особый льготный порядок предоставления торговых мест отечественным товаропроизводителям, в том числе сельскохозяйственным товаропроизводителям.

Среди важных норм закона – введение паспорта безопасности торгового объекта и реестра продавцов с выдачей им именных карточек продавца.

В Совете Федерации считают, что принятие и реализация данного Федерального закона позволят упорядочить отношения, складывающиеся на потребительском рынке, будут способствовать более эффективному обеспечению прав и законных интересов субъектов торговой деятельности, поддержке отечественных товаропроизводителей, защите прав потребителей, а также предотвращению и пресечению правонарушений в сфере организации деятельности по продаже товаров и оказания услуг потребителей.


27 Декабрь 2006 г., среда
НОВЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ ДЛЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

27 декабря 2006 года на 192-м пленарном заседании одобрен Федеральный закон «О социальных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формированиях Российскую Федерации, дислоцированных на территориях Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Киргизской Республики, а также лицам, работающим в этих формированиях». С докладом по этому вопросу выступил председатель Комитета СФ по обороне и безопасности Виктор Озеров.

На сто девяносто втором пленарном заседании Совета Федерации сенаторами одобрен Федеральный закон «О социальных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формированиях Российскую Федерации, дислоцированных на территориях Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Киргизской Республики, а также лицам, работающим в этих формированиях».

Как отметил председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров, цель данного закона – усиление мер социальной защиты и устранение пробелов в действующем законодательстве в отношении военнослужащих, проходящих военную службу в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных на названных территориях.

Федеральным законом устанавливаются ряд социальных гарантий и компенсаций военнослужащим и гражданскому персоналу. Так, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, денежное довольствие увеличивается в полуторном размере, увеличивается продолжительность основного отпуска на 15 суток. Также увеличиваются месячные оклады военнослужащим по призыву, а гражданским лицам, работающим в воинских формированиях, устанавливаются должностные оклады в повышением на 50% и оказывается бесплатная юридическая помощь.


27 Декабрь 2006 г., среда
СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ОДОБРИЛ ЗАКОН О ГОСРЕГУЛИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ АЗАРТНЫХ ИГР НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ

Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» Этот правой акт определяет правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории России и устанавливает ограничения, направленные на защиту нравственности, прав и законных интересов граждан. Им на территории страны создаются четыре игорные зоны, расположенные в Алтайском и Приморском краях, Калининградской области, а также на Северном Кавказе – на пространстве Краснодарского края и Ростовской области. Игорные зоны должны быть созданы до 1 июля 2007 года. До истечения шестимесячного срока со дня вступления закона в силу Правительством РФ и региональными органами государственной власти должны быть приняты нормативные правовые акты, необходимые для реализации его положений.

Закон предоставляет Правительству право определять порядок создания и ликвидации игорных зон, а также иные параметры. Установлено, в частности, что решения о создании и ликвидации игорных зон принимаются федеральным Кабинетом министров по согласованию с субъектами РФ. При этом границы игорных зон определяются на основании предложений региональных органов власти.

На основании норм закона субъекты Федерации осуществляют управление игорными зонами, расположенными на их территории, а также зонами, включающими в себя части территорий нескольких субъектов РФ. Закон определяет, что срок действия игорных зон не может быть ограничен, а решение о ее ликвидации не может быть принято Правительством России до истечения десяти лет с момента ее создания.

Одобренный закон вводит ограничения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр; регламентирует требования к их организаторам и посетителям игорного заведения, общие требования к игорному заведению; утверждает порядок создания и ликвидации игорных зон, распределения полномочий по управлению ими; вводит критерии отбора земельных участков для создания игорных зон и определяет порядок их использования. Правовой акт определяет порядок получения и режим действия разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне; регламентирует порядок организации и проведения азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах за пределами игорных зон.

Федеральный закон вводит положения, которыми установлено: игорные заведения при условии соответствия их деятельности установленным требованиям вправе продолжить свою работу до 30 июня 2009 года. Определено также, что функционирование игорных заведений, деятельность которых не отвечает устанавливаемым законом требованиям, должна быть прекращена до 1 июля 2007 года. Закон предоставляет органам государственной власти субъектов РФ право принять до 1 июля 2007 года решение о запрете деятельности на своей территории игорных заведений.

В целом рассмотренный правой акт создает эффективный механизм государственного регулирования, защиты нравственности, прав и законных интересов граждан, отмечалось на заседании. Кроме того, указывалось в ходе обсуждения, он послужит основой формирования регионального законодательства в сфере игорного бизнеса.


27 Декабрь 2006 г., среда
ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ-КОНТРАКТИНКИ ПОЛУЧАТ «ЗЕЛЕНУЮ УЛИЦУ» ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

27 декабря 2006 года на 192-м заседании Совета Федерации одобрен Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения доступности среднего профессионального образования и высшего профессионального образования для военнослужащих (граждан), проходящих (проходивших) военную службу по контракту".

Закон представил председатель Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии Виктор Шудегов. Законом, пояснил он, предоставляется право обучения на подготовительных отделениях вузов за счет бюджетных средств, внеконкурсного приема в вузы и на получение повышенной стипендии военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и прослужившим не менее трех лет. Закон направлен на повышение доступности высшего и среднего профессионального образования для людей, посвятивших себя военной службе, подчеркнул В.Шудегов. По данным, которые он привел, на подготовительные курсах в вузы сегодня готовы обучаться около трех тысяч военнослужащих.

Законом определяется порядок создания и функционирования подготовительных отделений для военнослужащих, конкретизирует льготы, предоставляемые при поступлении в вуз. В частности, устанавливается внеконкурсный прием в федеральные государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования для обучения по программам высшего профессионального образования при условии успешной сдачи вступительных испытаний. Законом также закрепляется право на получение военнослужащими указанной выше категории повышенного размера стипендии при обучении на подготовительных отделениях и по очной форме получения образования.

В дискуссии приняли участие сенаторы Л.Рокецкий, В.Озеров. После обсуждения закона он был одобрен большинством голосов.


27 Декабрь 2006 г., среда
О МАТЕРИНСКОМ КАПИТАЛЕ

Представляя Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валентина Петренко отметила, что данный закон «один из самых важных и позитивных законов, рассматриваемых за последнее время».

Законом предусматриваются дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, улучшения пенсионного обеспечения.

Право на дополнительные меры государственной поддержки имеют женщины, родившие (усыновившие) второго ребенка, а также третьего или последующего ребенка, начиная с 1 января 2007 года. В случае смерти женщины, имеющей право на дополнительные меры государственной поддержки, или наступления иных обстоятельств в Федеральном законе предусмотрен переход этого права к отцу (усыновителю) ребенка, а в случае его смерти или иных обстоятельств – к ребенку.

В рамках государственной поддержки законопроектом предусматривается выделение 250000 рублей. При этом эти деньги не выдаются наличными, а зачисляются на специальный счет в Пенсионном фонде. Источником финансирования материнского капитала является федеральный бюджет. Размер материнского капитала будет ежегодно пересматриваться законом о федеральном бюджете на соответствующий год с учетом темпов роста инфляции.

Потратить эти деньги указанные лица могут не ранее, чем по истечении трех лет со дня возникновения права на них, то есть, по достижении ребенком возраста трех лет либо по прошествии трех лет со дня его усыновления.

Срок в три года с момента рождения ребенка до получения права распоряжения материнским капиталом дается на то, чтобы продемонстрировать возможности воспитания ребенка в семье. На этот период предусмотрена выплата ежемесячных пособий на ребенка и другие меры поддержки, предусмотренные Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Воспользоваться материнским капиталом можно будет с 2010 года. В связи с этим денежные средства на выплату материнского капитала будут предусмотрены только в проекте федерального бюджета на 2010 год. Материнский капитал также не облагается налогами.

Федеральным законом устанавливается, что материнский капитал может быть израсходован на улучшение жилищных условий, получение образования ребенком (детьми), формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин.

Закон получил единогласную поддержку сенаторов.


27 Декабрь 2006 г., среда
СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ОДОБРИЛ ЗАКОН О РАЗВИТИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

27 декабря 2006 года на 192-м пленарном заседании Совета Федерации одобрен Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства". Закон представил председатель Комитета СФ по агро-продовольственной политике Геннадий Горбунов.

На сто девяносто втором пленарном заседании сенаторы добрили Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», который регулирует отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами, сельскохозяйственными товаропроизводителями, иными гражданами, юридическими лицами, органами государственной власти в сфере развития сельского хозяйства.

По словам Геннадия Горбунова, закон устанавливает правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию сельских территорий.

Настоящий Федеральный закон определяет цели, принципы, основные направления и меры по реализации государственной аграрной политики, а также участие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в реализации указанной политики.

Необходимо отметить, что к основным целям государственной аграрной политики отнесено, в частности, наблюдение за индексом цен на сельскохозяйственную продукцию.

Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» устанавливает основные направления государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства. Это обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, поддержка развития системы страхования рисков в сельском хозяйстве, племенного животноводства и элитного семеноводства, обеспечение производства продукции животноводства, закладки многолетних насаждений и ухода за ними, обновления основных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей, мероприятий по повышению плодородия почв.

Кроме того, к основным направлениям отнесены - обеспечение устойчивого развития сельских территорий, предоставление консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, подготовка и переподготовка специалистов для сельского хозяйства, информационное обеспечение при реализации государственной аграрной политики. При этом определено, что финансирование указанных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Рассматриваемый Федеральный закон дополнен рядом новых положений. Он содержит отдельные статьи, касающиеся государственной поддержки кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей и мероприятий по повышению плодородия и охране сельскохозяйственных земель, а также сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Особо следует подчеркнуть, что настоящий Федеральный закон устанавливает, что цели и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий определяются Государственной программой развития сельского хозяйства

Таким образом, Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» создает правовую основу, обеспечивающую условия для повышения эффективности реализации государственной аграрной политики, для устойчивого развития сельскохозяйственного производства и сельских территорий, улучшения социально-экономического положения сельского населения.

Сенаторы отметили, что по данному Федеральному закону имеются замечания. Так, к сельскохозяйственным товаропроизводителям не отнесены организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся выращиванием рыбы. Кроме того, было бы целесообразно предусмотреть отдельную статью, определяющую государственную поддержку доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей.


27 Декабрь 2006 г., среда
МАТЕРИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ НА НОВОРОЖДЕННОГО НЕ БУДЕТ ОБЛАГАТЬСЯ НАЛОГАМИ, ЕСЛИ НЕ ПРЕВЫСИТ 50 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ

27 декабря 2006 года на 192-м заседании Совета Федерации одобрен Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 217 и 238 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".

Закон освобождает от обложения налогом на доходы физических лиц и единого соцналога суммы единовременной материальной помощи, оказываемой работодателями работнику в связи с рождением ребенка.

Размер материальной помощи и вопрос о ее предоставлении определяется работодателями, исходя из возможностей организации. Чтобы не создавать неравных условий в налоговых льготах на предприятиях разных финансовых возможностей, законом установлен верхний предел необлагаемой налогом суммы единовременно материальной помощи работникам при рождении (или усыновлении) ребенка в сумме не более 50 тысяч рублей на каждого ребенка.


27 Декабрь 2006 г., среда
СЕНАТОРЫ ПРОСЯТ УВАЖАТЬ КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД

27 декабря 2006 года на 192-м пленарном заседании Совет Федерации отклонил с созданием согласительной комиссии Федеральный конституционный закон "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Государственная Дума 20 декабря 2006 года приняла закон о переезде Конституционного Суда из Москвы в Санкт-Петербург. Местом постоянного пребывания Конституционного Суда (КС) станет город на Неве. При этом в ходе последнего чтения депутаты приняли поправку, согласно которой КС не может проводить заседания где-либо, кроме Санкт-Петербурга. Только после этого законопроект был принят окончательно - в третьем чтении.

Лишение Конституционного Суда возможности проводить в случае необходимости заседания где-либо, кроме Санкт-Петербурга, означает "умаление его права, что противоречит принципу его независимости". Такое заключение сделал 26 декабря Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству, рассмотрев закон о переезде Конституционного Суда из Москвы в Северную столицу. Одобрив в принципе это решение, члены комитета категорически возразили против лишения права КС проводить выездные заседания в другом городе, сделаны и некоторые другие замечания по документу. В итоге Комитет СФ рекомендовал палате отклонить закон с созданием согласительной комиссии.

В выступлениях отмечалось, что Конституционный Суд Российской Федерации – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Большинством голосов палата отклонила Федеральный конституционный закон и предложила создать согласительную комиссию.

В состав согласительной комиссии избраны председатель Комитета СФ по конституционному законодательству Юрий Шарандин, сенаторы Сергей Беков, Геннадий Бурбулис, Анатолий Лысков, Константин Сурков.


22 Декабрь 2006 г., пятница
ДОКЛАД ПАРЛАМЕНТСКОЙ КОМИССИИ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ ПРИЧИН И ОБСТОЯТЕЛЬСТВ СОВЕРШЕНИЯ ТЕРАКТА В БЕСЛАНЕ В СЕНТЯБРЕ 2004 ГОДА

На заседании Совета Федерации представлен доклад Парламентской комиссии по расследованию причин и обстоятельств совершения террористического акта в городе Беслане 1-3 сентября 2004 года. Доклад, заявил, выступая с трибуны пленарного заседания верхней палаты Федерального Собрания, заместитель Председателя СФ, глава Парламентской комиссии Александр Торшин, в четверг направлен Президенту РФ, Председателю Совета Федерации и Председателю Государственной Думы.

В своем выступлении он остановился на основных, принципиальных положениях этого документа.

Он, в частности, сказал:

В современной российской истории никогда еще не было террористических актов, сравнимых по жестокости и масштабам с бесланской трагедией. Из тысячи ста двадцати восьми захваченных террористами заложников в ходе контртеррористической операции было спасено 811 человек, среди которых 547 детей. К глубокому сожалению, 317 заложников погибли от рук террористов. Еще двоих жителей Беслана бандиты убили в момент захвата. При освобождении школы пали 10 бойцов спецназа ФСБ и двое сотрудников МЧС России.

«Мы скорбим вместе с родными и близкими погибших. Прошу почтить их память минутой молчания», - сказал А.Торшин.

Должен особо отметить, продолжал председатель Парламентской комиссии, что справедливое возмездие настигло всех организаторов и участников террористического акта в Беслане: ликвидированы одиозные главари террористического подполья, спланировавшие эту акцию – Масхадов и Басаев, Абу-Дзейт и Хашиев; уничтожен 31 террорист, захвативший школу. В живых остался один Н.Кулаев, который приговорен к пожизненному заключению.

«Невиданная жестокость террористов и масштабы трагедии определили необходимость сформировать для расследования причин и обстоятельств теракта Парламентскую комиссию, которая была создана по инициативе Председателя Совета Федерации Сергея Миронова 21 сентября 2004 года. В ее состав вошли представители Совета Федерации и Государственной Думы.

Комиссия приступила к работе сразу же после создания - в сентябре 2004 года и завершила свое расследование в декабре 2006 года. Представляемый сегодня Доклад комиссии – результат более чем двухлетней работы.

Нам были предоставлены самые широкие полномочия. Комиссия могла запрашивать и получать информацию от государственных органов и должностных лиц; приглашать на свои заседания представителей государственной власти. Мы получили доступ ко всем материалам официального следствия, результатам следственных экспериментов и экспертиз.

На вопросы Комиссии ответили и дали необходимые разъяснения Председатель и члены Правительства, руководители Генеральной прокуратуры, правоохранительных органов и спецслужб, руководство Республики Северная Осетия–Алания и Республики Ингушетия.

Комиссией были опрошены Михаил Фрадков, Александр Жуков, Николай Патрушев, Рашид Нургалиев, Игорь Иванов, Владимир Яковлев и Михаил Зурабов. Комиссия опросила также первого заместителя директора ФСБ России Проничева; заместителя директора ФСБ России Анисимова; начальника Центра специального назначения ФСБ России Тихонова; начальника Управления ФСБ России по Республике Северная Осетия – Алания Андреева;

первого заместителя руководителя Республиканской антитеррористической комиссии Республики Северная Осетия – Алания Цыбаня; министра внутренних дел Республики Северная Осетия – Алания Дзантиева; начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ–первого заместителя министра обороны Балуевского; командующего 58-й армией Соболева; а также заместителей Генерального прокурора РФ Колесникова, Фридинского, Шепеля, Сыдорука; руководителя следственной группы Генеральной прокуратуры России Ткачева; следователя по особо важным делам Генеральной прокуратуры Солженицына;

начальника Государственного центрального аэромобильного спасательного отряда МЧС России Мингалеева; министра по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Северная Осетия – Алания Дзгоева; президента Республики Ингушетия Зязикова; президента Республики Северная Осетия – Алания Дзасохова; председателя Парламента Мамсурова; заместителя председателя Парламента Кесаева;

председателя Комитета по делам воинов-интернационалистов Аушева; президента «Нефтяной компании «Русснефть» Гуцериева; директора Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Рошаля и других.

Случаев отказа от явки на заседания Комиссии не было.

Комиссия неоднократно выезжала в Беслан, в Республику Ингушетия, Чеченскую Республику и город Ростов-на-Дону. В ходе работы на местах были опрошены более 1000 участников и очевидцев трагедии.

Жителям Беслана Парламентская комиссия оказывала практическую помощь. По ее инициативе активизирована подготовка проекта распоряжения Правительства России о финансировании социально-экономического развития города Беслана и оказании помощи гражданам, пострадавшим в результате террористического акта. По просьбе родных и близких погибших, Комиссия добилась проведения повторных медицинских экспертиз для бесспорной идентификации жертв теракта.

В ходе расследования членами Комиссии были изучены более 200 томов уголовных дел и следственных материалов, просмотрены сотни часов видеозаписей. С 11 сентября 2004 года в Москве и Беслане работала телефонная «горячая линия», по которой в адрес Комиссии поступило более полутора тысяч звонков от граждан. Общий объем рабочих материалов Комиссии превышает 60 тысяч страниц.

За время работы проведено 40 брифингов с участием представителей российской и иностранной прессы. Более 3000 материалов, посвященных деятельности Комиссии, опубликовано только российскими СМИ.

В своем расследовании при подготовке выводов и рекомендаций Комиссия опиралась не только на показания бывших заложников, которые зачастую носят противоречивый характер. Для выяснения обстоятельств и причин трагедии активно использовались результаты многочисленных экспертиз, следственных экспериментов и другие материалы.

Парламентская комиссия благодарит всех, кто помогал расследованию. Без их помощи было бы невозможно воссоздать объективную картину трагических событий в Беслане 1-3 сентября 2004 года.

Парламентская комиссия, основываясь на показаниях свидетелей, документах и видеоматериалах, установила, что акция по захвату заложников 1 – 3 сентября 2004 года была тщательно спланирована главарями террористического подполья и готовилась задолго до ее осуществления. Организаторами террористического акта в Беслане были Масхадов, Басаев, Абу-Дзейт и Хашиев. Непосредственным исполнением теракта руководил Хучбаров (позывной – «Полковник»).

Захват школы изначально планировался как теракт-самоубийство. Это подтверждают многочисленные данные. В распоряжении Комиссии имеется видеозапись беседы Абу-Дзейта с Хучбаровым в лагере террористов. Во время инструктажа Абу-Дзейт задает ему прямой вопрос: «Ты скоро предстанешь перед Аллахом, готов ли ты?». И получает ответ: «Готов».

Готовность главаря подтверждают и рядовые участники банды. Террористы неоднократно говорили заложникам, что они пришли убивать и умереть сами.

В ходе суда над Кулаевым это подтвердили свидетели. Приведу лишь некоторые из их показаний:

заложница Дзапарова: «Боевики говорили, что здесь для вас «Норд-Оста» не будет, все должны умереть вместе с нами»;

заложница Гуриева: «Дети пытались общаться с боевиками. Они быстро узнали, кого как зовут и обращались: «Дядя Али, можно воды попить». Он к ним развернулся, и сказал: «Я не дядя, я бандит и пришел тебя убивать».

А.Торшин изложил последовательность событий:

В августе 2004 года была сформирована группа террористов в составе 34 человек (2 боевика остались в лагере для связи.

Буквально вчера из них была установлена личность одного. Это личный телохранитель Басаева Юнус Мациев по кличке Абу-Радий. Он объявлен в розыск, в ближайшее время ему будет заочно предъявлено обвинение.

Объектом нападения террористы определили школу №1 в городе Беслане Республики Северная Осетия-Алания. Дата акции - 1 сентября, День знаний.

С 25 по 31 августа 2004 года Хучбаров собирает участников банды в лесу у села Пседах Малгобекского района Ингушетии. На вооружении террористов - самодельные взрывные устройства, начиненные поражающими элементами и зажигательными смесями, выпрыгивающие противопехотные мины кругового поражения, реактивные гранатометы, ручные гранаты и стрелковое оружие, в том числе оснащенное подствольными гранатометами. Две участницы банды - Габурова и Натаева - носят так называемые «пояса смертниц». Бандиты тренировались и готовились к теракту 6 дней.

1 сентября в 9 часов 5 минут террористы внезапно въезжают во двор школы №1 города Беслана. Они прибывают на двух автомобилях - ГАЗ-66 и ВАЗ 2107, захваченном на трассе «Моздок-Хурикау» вместе с водителем – участковым инспектором Гуражевым.

Комиссия установила, что школа в момент нападения террористов практически не охранялась.

Стреляя из автоматического оружия, боевики окружают собравшихся во дворе людей, оттесняют их к стенам спортзала и окнам коридора, которые выходят на школьный двор, загоняют людей в здание школы. При захвате Хучбаров демонстративно расстреливает двух жителей Беслана - Гаппоева и Фраева. Всех заложников заставляют идти в спортивный зал школы.

Четкость действий бандитов указывает на отработанный сценарий. Террористы имеют при себе даже противогазы. Бандиты заставляют заложников вскрывать полы на первом этаже школы и выбивать оконные стекла – так они устраняют возможность штурма из подвальных помещений и применения газа.

В 9 часов 25 минут заложники находятся в спортивном зале. Люди сидят с поднятыми вверх руками, вплотную друг к другу. Многие теряют сознание. На глазах у детей расстрелян житель Беслана Бетрозов. Тело за ноги тащат через весь зал. Вскоре убит еще один заложник - Худалов.

Террористы баррикадируют окна и входы в спортзал. Живым щитом служат дети. Заложникам приказывают помогать минировать зал. По всему залу развешивают взрывные устройства.

В 9.35–9.40 информация о захвате поступает в МВД Республики Северная Осетия-Алания и ФСБ. В город направлен спецназ ФСБ, подразделения 58-армии.

В 10.30 в Беслан прибывают президент Республики Северная Осетия–Алания Дзасохов, председатель парламента Мамсуров, начальник республиканского управления ФСБ России Андреев, командующий 58-й армией Соболев, представители Федеральной службы охраны Российской Федерации, внутренних войск МВД России.

Узнав о теракте, Президент России Владимир Путин срочно вылетает в Москву. Президент Республики Северная Осетия–Алания Дзасохов докладывает ему об оперативной обстановке. Глава государства требует принять все возможные меры для сохранения жизни заложников и их освобождения мирным путем.

Прибыв в Москву, в аэропорту «Внуково-2» Президент России проводит экстренное совещание с участием Генерального прокурора Устинова, министра внутренних дел Нургалиева, директора ФСБ России Патрушева. После докладов Нургалиева и Патрушева о ситуации в Беслане Президент возлагает руководство контртеррористической операцией по освобождению заложников на ФСБ России.

В 11 часов оперативный штаб пытается связаться с террористами. Офицер ФСБ Зангионов и муфтий Республики Северная Осетия–Алания с белым флагом идут к школе. Террористы обстреливают их и вынуждают вернуться.

Позже боевики передают записку, в которой требуют для переговоров с ними Президента Республики Северная Осетия–Алания Дзасохова, Президента Республики Ингушетия Зязикова и детского врача Рошаля. Телефонный номер в записке указан неверно, поэтому сразу установить связь с террористами не удается.

Я хотел бы обратить ваше внимание на то, что оперативный штаб сделал основным направлением своей работы организацию и ведение переговоров с террористами, выполняя указание Президента России, однако террористы выдвинули требования только на второй день (в записке якобы от имени Басаева). При этом бандиты выдвигали заведомо невыполнимые политические требования.

Чтобы спасти заложников, и в первую очередь детей, штаб предлагает террористам разные варианты: обменять одних заложников на других, обеспечить безопасный выезд с крупной суммой денег, освободить из тюрем сообщников. Штаб предлагает привлечь к переговорам старейшин Чеченской Республики и Республики Ингушетия, арабские телеканалы «Аль-Алям» и «Аль-Джазира», но от общения с ними террористы отказываются. Бандиты не принимают для заложников еду, воду и медикаменты. Они цинично заявляют, что из солидарности с ними заложники добровольно объявили сухую голодовку.

Оперативный штаб пытается связаться с Масхадовым. К переговорам с его представителем Закаевым привлекаются Аушев и Дзасохов, на связь с Закаевым выходит известная журналистка Анна Политковская.

Я хотел бы подробнее остановиться на этом вопросе. Он активно используется для разного рода спекуляций. Наиболее радикальная версия – что якобы Масхадов готов был 3 сентября прибыть в Беслан для переговоров с террористами. На самом деле, факты свидетельствуют о прямо противоположном. Закаев обещает Оперативному штабу связаться с Масхадовым. Однако, по данным радиоперехвата, он, наоборот, делает все возможное для срыва переговоров. Вот фрагмент телефонной беседы Закаева с неким Билалом. Билал настаивает на том, чтобы Закаев поговорил с Масхадовым по поводу захвата школы. Масхадов в этом разговоре фигурирует под позывным «Отец».

Я цитирую ответ Закаева: «Отца» не связывай со мной ни в коем случае. Можно с близким ему человеком. «Отец» пока ни в ту, ни в другую сторону не должен говорить».

В результате, несмотря на неоднократные попытки переговорщиков установить с Масхадовым связь, этого так и не удалось, а сам он на связь не вышел.

На протяжении трех дней Оперативный штаб пытается путем переговоров освободить заложников. Все это время дети и взрослые остаются в школе без воды и пищи, их подвергают побоям и издевательствам. Приведу лишь несколько показаний:

заложница Бероева: «Я отправила своих детей в школу, моя дочь и двое внуков близнецов. … На второй день мои мальчики вышли в туалет, и Ходов увидев их, говорит: «Эти двое одинаковых, что здесь делают, надо одного убить».

Спустя некоторое время террористы выходят на связь с Оперативным штабом и сообщают, что расстреляли 10 и взорвали 20 заложников. В 17.00 они выбрасывают тела убитых из окна школы.

2 сентября 2004 года оперативный штаб добивается согласия террористов на переговоры с Аушевым. В школе террористы показывают ему из окна кабинета на втором этаже тела убитых мужчин-заложников. Хучбаров передает Аушеву записку, якобы от имени Басаева. Боевики требуют вывода Объединенной группировки войск из Чеченской Республики и признания независимости Ичкерии. В случае выполнения этого террористы обещают 10 лет перемирия и цинично предлагают взять на себя ответственность за взрывы жилых домов в Москве в 1999 году.

Бандиты отпускают вместе с Аушевым 26 заложников - матерей с детьми в возрасте до двух лет, которые мешают бандитам своим непрерывным плачем, и предварительно разрешают забрать тела убитых заложников.

Весь остаток дня террористы ведут беспорядочный огонь из автоматического оружия и подствольных гранатометов по людям и домам вокруг школы.

Третьего сентября состояние заложников в спортзале доходит до критического предела. Террористы по-прежнему не дают им воды и еды, нагнетают напряженность и оказывают психологическое давление. Вот свидетельские показания бывших заложников:

Заложница Томаева: «3 сентября люди уже обезумели, я желала, чтобы быстрее все закончилось, я хотела, чтобы мы взорвались. На третьи сутки дети не выдерживали уже ничего, и если бы не взрыв, они бы сами уже побежали, не глядя ни на что».

Заложница Кокаева: «3 сентября люди уже изнемогли до такой степени, что не контролировали себя. Была нервозная обстановка. Мой сын смотрит на бомбу и говорит, - «Да взорвись же уже, наконец».

В 11 часов террористы подтверждают согласие на эвакуацию тел убитых. Оперативный штаб начинает готовить группу сотрудников МЧС для их вывоза. Детали эвакуации согласуют с террористами.

3 сентября, в 13.03–13.05, когда сотрудники МЧС грузят тело расстрелянного заложника в машину, в спортзале школы №1 звучат два взрыва. В ходе рассмотрения уголовного дела в отношении террориста Кулаева установлено, что один из членов банды, действуя в соответствии с ранее разработанным планом, привел в действие установленные в спортивном зале средней школы № 1 самодельные взрывные устройства.

Этот ключевой эпизод оспаривается теми, кто пытается обвинить федеральные власти в попытке штурма и перекладывает на них ответственность за взрыв. Однако Комиссия, опираясь на многочисленные экспертизы и свидетельства, официально установила: причина взрыва – действия террористов.

Это подтверждают и показания заложников. Приведу лишь некоторые из них:

Заложник Гутиев: «Первый взрыв произвели боевики. На мою голову обрушился горящий хлам. Все стало на мне гореть».

Заложница Томаева: «Взорвались самодельные устройства. После взрыва была гробовая тишина, потом крик, те, кто был под окнами, они стали выпрыгивать».

Заложница Митдзиева: «На третий день, во сколько, не знаю, никто не был готов, что сейчас бомба взорвется. Эта бомба взорвалась. Такая оглушительная была бомба, звук был сильный. Меня шатало».

Несмотря на большое количество свидетельских показаний о том, что взрыв произвели боевики, имеются несколько противоположных показаний заложников. Вероятно, противоречивость этих свидетельств объясняется тяжелым, почти полуобморочным физическим состоянием людей, находившихся в то время в зале.

Сразу же после взрывов Оперативный штаб по телефону связывается с террористами. Те отвечают: «Мы пришли сюда умереть, нам ничего не надо».

Находящиеся в сознании заложники начинают выбегать из школы. Им в спину стреляют террористы. Стоящие за оцеплением гражданские лица, вооруженные гладкоствольным и нарезным огнестрельным оружием сразу же открывают хаотическую стрельбу в сторону школы. Выбегающие заложники оказываются под шквальным перекрестным огнем.

По оценке свидетеля Гаглоева, я цитирую, «масса оружия на руках у населения. Пальба была как на Новый год. … С нами было двое гражданских. У одного был «Вепрь», ружье с оптическим прицелом. Вот они палили из предбанника там по столовой».

В спортзале боевики добивают раненых заложников. Тех, кто может передвигаться, заставляют идти в столовую школы. Бандитам нужен живой щит.

По словам заложника Урманова, «Боевики ходили по залу и добивали людей, тех, кто не мог встать. Боевики заставляли идти тех, кто остался жив, в столовую. Я приказал дочке лежать, не шевелиться. До нас боевики не дошли, и это нас спасло».

Заложница Калоева показала: «Террорист на моих глазах застрелил мальчика, ученика третьего-четвертого класса. Я испугалась и приказала своим детям лечь, а сама я легла на них. Мы пролежали минут 30, потом зашел Ходов и стал нас бить ногой в спину, заставлял встать, и идти в столовую».

В 13.10 руководитель оперативного штаба В.А.Андреев отдает приказ о проведении операции по спасению заложников и нейтрализации террористов. Снайперы открывают прицельный огонь на поражение огневых точек террористов, прикрывая эвакуацию заложников.

В 13.30 бойцы ЦСН ФСБ России входят в школу. Группа разминирования во главе с начальником инженерных войск 58-й армии начинают разминировать самодельные взрывные устройства под огнем террористов.

Из столовой школы группа террористов ведет по спортзалу, спасателям и заложникам интенсивный пулеметно-автоматный огонь, применяет ручные гранаты, ручные и подствольные гранатометы. Бандиты используют женщин и детей в качестве живого щита.

Привожу дословные показания:

Свидетель Зангиев: «Я в оптический прицел увидел молодую девушку в черной кофточке с занавеской в руках, как ее толкали, мол, давай, маши в окно. И прямо из-под нее торчал ствол автомата. Подталкивают ее и стреляют».

Заложница Кудзиева: «Нас всех посадили на пол, давали воды, и тут же заставляли, чтобы ставили детей на окна. Потом поставили на окна женщин, и заставляли их махать занавесками, кричать, что здесь дети, чтобы сюда не стреляли. У боевиков была возможность прицельно стрелять. Там было оружие, которое они клали на плечо и стреляли. Взрыв от этого оружия был сильный, все дрожало».

Заложники, находившиеся в этот момент в столовой, слышат мощные взрывы. Некоторые уверены, что по ним стреляют танки.

Об этом я хотел бы рассказать подробнее. Стрельба из танков по школе днем 3 сентября преподносится некоторыми как очевидный факт. В качестве доказательства приводятся показания свидетелей.

При этом, всего в ходе судебного процесса над Кулаевым дали показания 288 человек: – 287 свидетелей и потерпевших и сам Кулаев. Но только 8 из них утверждают, что сами видели, как танки стреляли днем 3 сентября. При этом показания этих восьми прямо противоречат друг другу.

Достоверность всех этих показаний вызывает серьезные сомнения. В частности, одна из потерпевших на вопрос судьи - почему вы решили, что в столовую стреляли из танков? - отвечает:

- Я видела, как летели снаряды.

Другой дает такие показания: «Я лежал в больнице, но знаю, что по школе стрелял танк».

Парламентская комиссия не нашла убедительных подтверждений заявлениям о том, что танки стреляли по школе днем 3 сентября 2004 года, когда в здании оставались живые заложники. В ходе расследования Комиссия пришла к выводу, что танк Т-72 (бортовой номер 325) произвел по зданию школы семь выстрелов из башенного орудия после девяти часов вечера.

В 15.00 начальник ЦСН ФСБ Тихонов отдает приказ о входе в здание школы основной группы бойцов для освобождения оставшихся заложников и уничтожения террористов. По наблюдениям и расчетам ЦСН ФСБ России в здании еще находится около 200 заложников. Определен порядок ведения огня внутри помещений, если в них находятся заложники, - только одиночными и только на поражение террористов.

Спасая и закрывая собой заложников, офицеры "Альфы" и "Вымпела" вынуждены были пренебрегать законами специальной тактики. Именно поэтому в Беслане погибло 10 бойцов спецподразделений.

Вечная память бойцам специальных подразделений, которые отдали жизни, спасая заложников.

Первым из них был убит, прикрывая огнем убегавших заложников, подполковник Дмитрий Разумовский. Спасая двоих спрятавшихся от бандитов детей, в бою с пулеметным расчетом боевиков смертельно ранен майор Роман Катасонов. Останавливая боевиков, пытающихся прорваться по лестнице на второй этаж, получил осколочное ранение прапорщик Денис Пудовкин. Несмотря на рану, он продолжал спасать заложников и погиб, закрыв своим телом женщину с ребенком. Освобождая заложников в актовом зале, убит подполковник Олег Ильин. В столовой убит лейтенант Андрей Туркин. Спасая детей, он накрыл собой брошенную террористом гранату. Выводя заложников, под пулеметным огнем боевиков погиб прапорщик Олег Лоськов. В ближнем бою с бандитами погиб майор Вячеслав Маляров. Майор Андрей Велько получил смертельные ранения, прикрывая своих товарищей. По дороге в госпиталь умер тяжело раненный майор Михаил Кузнецов, спасший более двадцати заложников. Майор Александр Перов получил смертельные осколочные ранения, закрыв собой от разрыва гранаты троих заложников.

К шести часам вечера установлено, что в местах скопления боевиков заложников нет. Это подтверждается показаниями свидетеля Акулова: «Я не помню, сколько детей вынес, очень много было. Пострадавших не было уже на момент около 17-18 часов в районе столовой. Там уже никого не было. Всех оттуда вытащили».

После 6 часов вечера начальник ЦСН ФСБ Тихонов дает команду на поражение огневых точек террористов из реактивных пехотных огнеметов в термобарическом снаряжении.

Тем не менее, террористы продолжают оказывать ожесточенное сопротивление.

В 21.00 по указанию офицера ЦСН ФСБ танк Т-72 выдвигается к столовой школы. Произведено 5 выстрелов осколочно-фугасными снарядами по трем крайним окнам правого края столовой. В результате выстрелов обрушивается часть стены.

Затем танк, по указанию офицера ЦСН ФСБ, перемещается за угол к стене столовой, выходящей на железнодорожное полотно, и производит еще два выстрела осколочно-фугасными снарядами по трем крайним окнам первого этажа.

Остававшиеся в живых террористы уничтожены. Здание школы передано под контроль подразделений 58-й армии.

В ночь на 4 сентября в Беслан прибывает Президент Российской Федерации Владимир Путин. Он сразу же едет в районную больницу, где находятся жертвы террористов, и посещает несколько отделений. В здании администрации Правобережного района Президент России проводит экстренное совещание с участием Шойгу, Дзасохова, Проничева, Андреева, Панькова, Соболева, Фридинского, Дзантиева.

Вернувшись в Москву, Президент Российской Федерации выступает с обращением к народу страны, в котором дает оценку событиям и определяет основные приоритеты в противодействии терроризму.

Члены Комиссии изучили и проанализировали деятельность государственных структур, министерств и ведомств, имеющих отношение к бесланским событиям, продолжал А.Торшин:

Комиссия не стремилась назначить виновных из числа конкретных должностных лиц. Это прерогатива следственных органов. Однако нам важно было проанализировать действия государственных органов как непосредственно в ходе теракта, так и до начала событий. Парламентская комиссия стремилась определить меры, которые позволили бы избежать повторения подобной трагедии в будущем.

На сегодняшний день ни в одной стране мира не разработано четкой системы спасения заложников из рук террористов-самоубийц. После того как захват осуществлен, избежать потерь среди заложников практически невозможно.

К сожалению, захват школы в Беслане предотвратить не удалось. Комиссия выявила ряд серьезных проблем и недоработок, имевших место на момент совершения теракта в Беслане.

Первое. У органов безопасности и других правоохранительных органов отсутствовала информация о готовящемся теракте в школе № 1 г.Беслана. Это обусловлено, прежде всего, слабостью агентурно-оперативных позиций в близком окружении лидеров бандформирований и непосредственных исполнителей их преступных замыслов.

Боевики Хучбарова провели в окрестностях селения Пседах Малгобекского района Республики Ингушетия почти неделю. С оружием в руках они открыто перемещались по территории населенного пункта, однако ни спецслужбы, ни правоохранительные органы их не обнаружили.

Второе. Осуществление теракта стало возможным из-за отсутствия должного контроля исполнения на местах требований МВД России. Мероприятия по охране общественного порядка и безопасности граждан в День знаний 1 сентября 2004 г были организованы формально.

По данным Комиссии, на торжественной линейке у бесланской школы №1 не было ни одного вооруженного милиционера. Наряд дорожно-патрульной службы Управления ГИБДД МВД Республики Северная Осетия–Алания, который должен был дежурить у школы, в момент захвата отсутствовал.

Особое внимание Парламентская комиссия обратила на организацию работы МВД Республики Северная Осетия–Алания. 31 августа 2004 года в 18.00 из МВД России во все территориальные органы внутренних дел Южного Федерального округа были направлены телеграммы с требованием принять экстренные меры по антитеррористической защите учебных заведений в День знаний, в частности, обеспечить усиленную охрану школ.

Согласно записи в журнале, в МВД Республики Северная Осетия–Алания телеграмма получена и зарегистрирована в 21.00. Между тем, к исполнению телеграмму с резолюцией министра внутренних дел Республики Северная Осетия–Алания Дзантиева его заместитель получил только 1 сентября в 9.15. В это время в Беслане бандиты уже приступили к захвату школы.

Как пример я хотел бы привести действия ГУВД Краснодарского края и Волгоградской области. Там телеграмму получили даже позже – в ночь на 1 сентября. Однако на момент торжественных линеек в этих регионах были приняты все предписанные меры безопасности.

У руководства МВД Республики Северная Осетия–Алания было 12 часов, для того, чтобы усилить охрану школ и привести в боевую готовность личный состав, но оно не использовало такой возможности.

Кроме того, МВД Республики Северная Осетия–Алания и МВД Республики Ингушетия не обеспечили совместных действий по обеспечению охраны общественного порядка.

Третье. Некоторые из боевиков, захвативших школу, ранее привлекались к уголовной ответственности, в том числе по статье «терроризм и участие в незаконных вооруженных формированиях». Однако в силу различных обстоятельств бандиты были отпущены на свободу. Так, за два месяца до событий в Беслане участник захвата Шебиханов получил оправдательный вердикт присяжных заседателей, несмотря на доказательства его участия в другом теракте. По представлению Генеральной прокуратуры этот приговор был отменен только в ноябре 2004 года – спустя два месяца после уничтожения боевика.

Эти обстоятельства позволили банде Хучбарова беспрепятственно подготовиться, пересечь административную границу и без всякого сопротивления приблизительно за двадцать минут захватить в заложники более тысячи детей и взрослых 1 сентября 2004 года.

После захвата школы в ходе контртеррористической операции федеральные органы государственной власти, включая ФСБ, МВД, Министерство обороны, МЧС и Минздравсоцразвития, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления действовали адекватно сложившейся ситуации и не вышли за пределы штатных предписаний и полномочий.

Оперативный штаб сосредоточил основные усилия на переговорах с бандитами для освобождения и спасения максимально возможного количества людей.

Оперативный штаб действовал с соблюдением требований федерального законодательства и ведомственных нормативных правовых актов. Это подтверждают материалы расследования. В обострившейся обстановке 3 сентября он предпринимал меры, которые были необходимы для сохранения жизни и здоровья людей.

В то же время парламентское расследование выявило ряд серьезных проблем. Они касаются как профессиональной подготовки руководителей и участников контртеррористической операции, так и организации работы Оперативного штаба.

В его состав не были включены Президент Республики Северная Осетия – Алания Дзасохов, председатель Парламента Мамсуров, министр внутренних дел Республики генерал-лейтенант Дзантиев и ряд других должностных лиц.

Не была должным образом организована работа по информированию населения. Например, жителям Беслана и представителям СМИ долгое время сообщалось число заложников, явно не соответствующее действительности.

После теракта в городе Беслане система противодействия терроризму принципиально изменилась. Прежде всего, этому способствовало принятие на федеральном уровне ряда нормативно-правовых актов. Так, в соответствии с Федеральным законом «О противодействии терроризму», в разработке которого принимали активное участие члены Комиссии, Указом Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию терроризму» создан Национальный антитеррористический комитет.

Закон «О противодействии терроризму» четко определяет должностных лиц, ответственных за принятие решения о проведении контртеррористической операции. Предельно уточнена компетенция руководителя оперативного штаба по проведению операции и самого штаба, антитеррористических комиссий субъектов Российской Федерации, ГрОУ.

Кроме того, в Докладе представлен разработанный Комиссией пакет предложений и инициатив по дальнейшему совершенствованию законодательства в области противодействия терроризму.

Уроки Беслана учтены во всех сферах антитеррористической деятельности. Многое сделано для противодействия террористической угрозе, как на Северном Кавказе, так и на территории России в целом. Осуществлены конструктивные изменения правового и организационно-управленческого характера.

Правоохранительные органы беспощадно борются с террористическим и бандитским подпольем. Только в первой половине 2006 г. в Северо-Кавказском регионе ликвидировано более 100 главарей и активных членов бандформирований. Только в 2005 г. раскрыто почти 65% преступлений террористического характера. Это существенно превышает показатель 2004 г., составлявший всего 27,5%.

Практически полностью уничтожена вся верхушка террористического подполья. Не осталось в живых почти никого из тех, кто, прикрываясь именем чеченского народа, под знаменем сепаратизма организовывал на Северном Кавказе международную террористическую сеть.

После ликвидации руководства террористическое движение на Северном Кавказе в значительной степени дезорганизовано и деморализовано. Тем не менее, его деятельность по-прежнему должна находиться под пристальным вниманием силовых структур.

Религиозный и националистический экстремизм, напряженная социально-экономическая обстановка в Северо-Кавказском регионе, механизмы теневой экономики и коррупция в органах власти все еще поддерживают относительно благоприятные условия для развития терроризма.

Устранение перечисленных факторов возможно только при системном подходе к противодействию террористической угрозе, подразумевающим незамедлительное принятие дополнительного комплекса мер правового, общественно-политического, административного, социально-экономического и силового характера. В связи с этим Парламентская комиссия выработала ряд предложений, которые подробно представлены в соответствующих разделах Доклада.

Бесланская трагедия, заявил председатель Парламентской комиссии, стала для России поворотным этапом в борьбе с международным терроризмом:

С 1995 года до сентября 2004 года в России было совершено более 40 крупных террористических актов. Взрывы жилых домов, самолетов и поездов, захваты заложников были тогда повседневной реальностью. Теракт в Беслане 1-3 сентября 2004 года мобилизовал те ресурсы российского государства и общества, которые позволили в корне переломить ситуацию.

После Беслана в России не совершено ни одного масштабного теракта против мирного населения.

В первые же дни после трагедии высшее политическое руководство официально признало: «Против России идет война». Террористы открыто угрожают основам конституционного строя, правам и свободам российских граждан, целостности и независимости государства.

Нашу победу в этой войне определяет наличие эффективной стратегии, комплексных действий и консолидации государства и общества перед глобальной угрозой, бросившей вызов Российской Федерации на рубеже тысячелетий, заключил А.Торшин.

Председатель Парламентской комиссии ответил на многочисленные вопросы членов палаты.

http://www.council.gov.ru/lawmaking/dokladparlkom/index.htm


22 Декабрь 2006 г., пятница
ЗАКОН ГАРАНТИРУЕТ ПОЛУЧЕНИЕ БЕСПЛАТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

22 декабря 2006 года на 191-м пленарном заседании был одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в статью 31 Закона Российской Федерации «Об образовании».

Федеральный закон направлен на приведение статьи 31 Закона Российской Федерации «Об образовании» в соответствие со статьями 15 и 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Указанные статьи определяют вопросы ведения муниципального района и городского округа в части организации предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования, а также организации отдыха детей в каникулярное время.

Действующая редакция статьи 31 Закона Российской Федерации «Об образовании» устанавливает, что указанные полномочия реализуются органами местного самоуправления только в отношении территорий муниципальных районов. В то время как в отношении городских округов соответствующие полномочия Законом не закреплены.

Рассматриваемый Федеральный закон позволит обеспечить государственные гарантии предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования на территории городских округов.


22 Декабрь 2006 г., пятница
ИЗМЕНЕНИЯ ВО ИМЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

22 декабря 2006 года на сто девяносто первом пленарном заседании Совета Федерации одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий».

На сто девяносто первом пленарном заседании Совета Федерации сенаторы одобрили Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий». Закон представлял председатель Комитета СФ по делам Федерации и региональной политике Рафгат Алтынбаев.

Данный Федеральный закон направлен на совершенствование федерального законодательства в части разграничения полномочий между различными уровнями публичной власти в целях повышения эффективности государственного управления и развития федеративных отношений.

Изменения вносятся в 27 нормативных правовых актов российского законодательства, в том числе, в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Так, к полномочиям субъектов Федерации отнесены вопросы организации медицинской помощи, предусмотренной законодательством региона для определенных категорий граждан, а также вопросы организации обеспечения донорской кровью и ее компонентами организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъекта. По рассматриваемому закону имущество, необходимое для реализации данных полномочий, передается в собственность региона.

Одобренным Федеральным законом перераспределяются также полномочия между субъектами РФ и органами местного самоуправления. Теперь к полномочиям субъекта Федерации отнесены организации, которые занимаются вопросами опеки и попечительства.

На уровень субъектов Федерации передается полномочие по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

При обсуждении закона у сенаторов Виктора Леонова, Александра Смирнова, Вячеслава Новикова возникли вопросы по финансированию перераспределенных полномочий. Предложено в новом году вести постоянный мониторинг закона по делегированным полномочиям в части их финансового обеспечения.

В итоге 133 члена Совета Федерации проголосовали – «за», 4 – против, а 3 – воздержались.


22 Декабрь 2006 г., пятница
ПРОТИВ ДЕМПИНГОВОГО ИМПОРТА, НАНОСЯЩЕГО УЩЕРБ РОССИЙСКИМ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЯМ

22 декабря 2006 года на 191-м пленарном заседании был одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров».

Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» направлен на приведение российского законодательства в соответствие с правилами и нормами ВТО.

Предусмотренные Законом изменения направлены на совершенствование процедуры проведения расследований, предшествующих применению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

Так, Закон уточняет понятие «обычный ход торговли», которое необходимо для установления факта демпингового импорта, более подробно регулирует применение антидемпинговых пошлин к отдельным группам производителей, регламентирует процедуру повторного расследования, определяет сроки действия антидемпинговых и компенсационных мер, принципы принятия решений о продлении действия или пересмотре данных мер на основании результатов повторных расследований.


22 Декабрь 2006 г., пятница
СЕРГЕЙ КИРИЕНКО: «ОБЕСПЕЧИТЬ ДЕШЕВУЮ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ В СТРАНЕ И ВЕРНУТЬ ЛИДИРУЮЩИЕ ПОЗИЦИИ РОССИЙСКОЙ АТОМНОЙ ОТРАСЛИ В МИРЕ»

22 декабря 2006 года на 191-м заседании СФ в рамках «Правительственного часа» была рассмотрена Программа развития атомной энергетики в российской Федерации. По его окончании руководитель Федерального агентства по атомной энергетике Сергей Кириенко открыл в Совете Федерации выставку «Российский атомный энергетический комплекс. Перспективы развития».

Выступив перед сенаторами на «правительственном часе» и познакомив их с выставкой «Российский атомный энергетический комплекс. Перспективы развития», руководитель Федерального агентства по атомной энергетике Сергей Кириенко ответил на вопросы журналистов.

В частности, он сообщил, что законопроект «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии», являющийся основой для создания холдинга «Атомпром», будет внесен на утверждение Совета Федерации в начале 2007 года.

Глава Росатома рассчитывает, что закон заработает в том же году. Он подчеркнул, что закон позволит восстановить «технологическую цепочку бывшего министерства среднего машиностроения СССР» и обеспечит условия для «энергичного развития отрасли». Это должно способствовать реализации поставленной президентом задачи по масштабному развитию атомной энергетики внутри страны, а также активному участию атомной отрасли России на развивающихся мировых рынках, заявил С. Кириенко.

По информации главы Росатома, он представил сенаторам не только законопроект, о котором идет речь, но и концепцию развития атомной энергетики почти по всем регионам. «В палате регионов, каковой является Совет Федерации, меня подробно и активно спрашивали об этом», - рассказал С. Кириенко.

Наша задача, подчеркнул руководитель Росатома, - обеспечить дешевую электроэнергию внутри страны и вернуть лидирующие позиции российской атомной отрасли в мире.


22 Декабрь 2006 г., пятница
В 2008 ГОДУ В РОССИИ ПОЯВИТСЯ НОВЫЙ СУБЪЕКТ ФЕДЕРАЦИИ

22 декабря 2006 года в рамках сто девяносто первого пленарного заседания Совета Федерации принят Федеральный конституционный закон «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа». Представил закон председатель Комитета СФ по делам Федерации и региональной политике Рафгат Алтынбаев.

На сто девяносто первом пленарном заседании Совета Федерации принят Федеральный конституционный закон «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа».

Данный закон подготовлен в соответствии с Конституцией РФ и решениями, принятыми на референдумах 16 апреля 2006 года в Иркутской области и Усть-Ордынском Бурятском автономном округе по вопросу их объединения и образования в составе Российской Федерации нового субъекта.

Законом предусматриваются основные условия, процедура и срок образования нового субъекта России, его наименование, статус и границы.

По словам председателя Комитета СФ по делам Федерации и региональной политике Рафгата Алтынбаева, новый субъект появиться 1 января 2008 года, и будет иметь статус области и наименование Иркутская область.

Как объяснил Р.Алтыбаев, действие переходного периода образования Иркутской области будет продолжаться со дня вступления в силу рассматриваемого закона и до завершения формирования органов исполнительной и законодательной власти региона. Закон устанавливает сроки, связанные с формированием органов власти и организацией бюджетного процесса.

Глава Комитета СФ сообщил, что законом определена дата выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области первого созыва – 12 октября 2008 года.


22 Декабрь 2006 г., пятница
РОССИЙСКИЕ СЕНАТОРЫ ПОДДЕРЖАЛИ БОРЬБУ С ДОПИНГОМ В СПОРТЕ

22 декабря 2006 года на 191-м пленарном заседании Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О ратификации Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте».

Международно-правовую основу для организации и проведения согласованных действий государств по борьбе с допингом, создает международная конвенция о противодействию этому уродливому явлению в спорте. Ее ратификацию одобрил 22 декабря 2006 года на 191-м пленарном заседании Совет Федерации.

Необходимость ее ратификации вызвана озабоченностью Международного олимпийского комитета, международных федераций по видам спорта, правительств и спортивной общественности целого ряда стран, в том числе и России, значительным увеличением случаев применения допинга в спорте.

Использование в спорте различных видов допинга ставит под угрозу не только принципы честной спортивной борьбы, но также здоровье самих спортсменов. Это касается как спорта высших достижений, так и соревнований юниоров. Более того, допинг является бедствием не только для спорта - он получает широкое распространение среди молодежи, занимающейся физической культурой.

По данным Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) оборот запрещенных препаратов, стимулирующих спортсменов, превышает объемы оборота наркотиков.

Указанная Конвенция выходит за рамки проведения антидопингового контроля и принятия санкций. В соответствии с ее положениями государства — участники берут на себя обязательства по правовому и нормативному регулированию, принятию административных мер, разработке и осуществлению образовательных программ, принятию мер по ограничению доступности запрещенных в спорте препаратов и методов, выделению финансовых средств для финансирования национальных программ тестирования спортсменов во всех видах спорта. Предусматривается сотрудничество государств в целях обмена информацией, специалистами и накопленным опытом по вопросам осуществления эффективных антидопинговых программ.

Кроме того, Конвенция предусматривает обязательное подчинение всех спортсменов, входящих в составы национальных сборных команд единым правилам, регулярному контролю и, в случае нарушений, одинаковую для всех ответственность.


13 Декабрь 2006 г., среда
ПЕНСИОННЫЙ ФОНД В 2007 ГОДУ БУДЕТ РАСТИ, КАК И ЕГО ЗАВИСИМОСТЬ ОТ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ. ГЛАВА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ С.МИРОНОВ СОМНЕВАЕТСЯ В УСПЕШНОСТИ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ

13 декабря 2006 года заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Андрей Шмелев представил на пленарном заседании палаты ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 год».

Бюджет Пенсионного фонда РФ (ПФР) в 2007 году составит 1 845 094,0 млн. рублей, что превысит примерно на 18% объем бюджета текущего года, сообщил докладчик – сенатор Андрей Шмелев. Из них более 88 млн. рублей это будут средства федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета Фонда. При этом сумма недоимок, пеней и штрафов по взносам в ПФР, «тянущихся шлейфом» с 2001 года, составляет почти 500 миллионов рублей, отметил А.Шмелев.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату страховой части трудовой пенсии в 2007 году должны составить порядка 754 млн. рублей. Страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии – 110 940 млн. рублей (что составит 115,0% от бюджетных назначений на 2006 год). Субвенции федерального бюджета предусмотрены в сумме 962 916,5 млн. рублей или 115,6% от бюджетных назначений на 2006 год.

В целом увеличение пенсий за 2007 год составит 437,9 рублей или на 15,4% по сравнению с 2006 годом. Средняя пенсия на 01.01.2008 составит 3 276,02 рубля или 103,6% от прожиточного минимума пенсионера. При этом социальные пенсии возрастут на 21,7%, но еще не достигнут прожиточного минимума пенсионера (72,0%). Федеральным законом, подчеркнул докладчик – член СФ А.Шмелев, ПФР разрешается осуществлять в 2007 году финансирование расходов на социальные программы субъектов Федерации в части оказания адресной социальной помощи неработающим пенсионерам в размере до 1 450 млн. рублей.

Индексация базовой части трудовой пенсии на 7,5 % намечена на 1апреля 2007 года, а увеличение базовой пенсии по старости до 1 260 рублей с 1 октября будущего года. Также запланировано дополнительное увеличение страховой части трудовой пенсии на 9,2 % с 1 апреля 2007 года, сообщил А.Шмелев.

На финансирование базовой части пенсии сверх поступлений единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, страховой части пенсии сверх поступления страховых взносов направляется 231 млрд. рублей средств федерального бюджета. Почти 200 млрд. рублей в 2007 году будет выделено ПФР из федерального бюджета на осуществление ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан. Это на 17% больше прошлогоднего показателя и рост числа таких выплат объясняется расширением числа граждан, предпочитающих денежные выплаты натуральным льготам, пояснил А.Шмелев.

В связи с прозвучавшими данными об источниках формирования бюджета Пенсионного фонда, члены Совета Федерации обратили внимание на негативную тенденцию - продолжающееся усиление зависимости бюджета ПФР от федерального бюджета и снижение финансовой устойчивости Фонда. Разъяснения членам Совета Федерации по финансовой стратегии Пенсионного фонда дал глава ПФР Геннадий Батанов.

Отвечая на вопрос о причинах необходимости привлечения средств федерального бюджета для покрытия расходов ПФР, Г.Батанов объяснил ситуацию снижением ставки ЕСН (единого социального налога). До 2005 года, напомнил он ПФР формировался ежегодно с профицитом. По мнению Г.Батанова, на правительственном уровне необходимо принимать меры, которые позволят стабилизировать ситуацию в ПФР после снижения ЕСН.

После обсуждения вопросов стратегического развития Пенсионного фонда, повышения эффективности использования средств, накапливающихся в Фонде, Совет Федерации принял положительное решение по бюджету Фонда. Большинством голосов Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 год» был одобрен. Однако, как сообщил глава СФ С.Миронов, сенаторов не удовлетворяет ситуация в Пенсионном фонде и в начале будущего года Совет Федерации намерен провести парламентские слушания по проблемам дефицита ПФР.

Отвечая на вопросы журналистов по итогам состоявшегося обсуждения бюджета Пенсионного фонда, С.Миронов выразил сомнение в успешности пенсионной реформы в России. «Надо менять сам принцип пенсионного обеспечения, - считает С.Миронов, - иначе пенсии останутся мизерными и бедность будет победить невозможно». Минимальная пенсия, по его словам, должна составлять на менее половины от заработка человека, и именно на это должны быть направлены усилия и Пенсионного фонда, и государства.

Пресс-служба СФ


8 Декабрь 2006 г., пятница
ОДОБРЕНА СИСТЕМНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ

8 декабря 2006 года Совет Федерации на 189-м пленарном заседании одобрил четвертую часть Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Федеральный закон «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Правовому регулированию отношений в сфере интеллектуальной собственности посвящена четвертая часть Гражданского кодекса РФ, одобренная 8 декабря 2006 года Советом Федерации на 189-м пленарном заседании. Их значение в современных условиях настолько возросло, что сделало почти равноценными отношениям в области материального производства и обмена, традиционно являвшимся основным предметом регулирования гражданского права.

В начале 90-х годов российское законодательство об интеллектуальной собственности, оказалось рассредоточено по нескольким не связанным и не скоординированным между собой законам. В результате целая отрасль гражданского законодательства оказалась практически изолирована от остальных его составляющих. Кроме того, отдельные положения этих законов противоречили друг другу, что затруднило их практическое применение.

Часть четвертая Кодекса, представляя собой по существу радикальную реформу законодательства об интеллектуальной собственности, вместе с тем обеспечивает преемственность правовому регулированию, содержащемуся в действующих законах. Сохраняя прошедшие испытание временем и судебной практикой положения действующего законодательства, она в то же время, не только устраняет неоправданные расхождения и противоречия между нормами действующих законов, но и встраивает массив законоположений об интеллектуальной собственности в общую систему гражданско-правового регулирования.

Четвертая часть Кодекса:

- определяет процедурные нормы, которые направлены на обеспечение
материально-правового регулирования соответствующих отношений;

- содержит положения, предусматривающие введение в экономический оборот целого ряда новых объектов, подлежащих правовой охране. Это, в частности, признание прав изготовителей баз данных, прав публикатора и др., что имеет большое значение для дальнейшего развития законодательства об интеллектуальной собственности;

- существенно расширяет возможности применения такой меры
ответственности за нарушения исключительных прав, как взыскание с нарушителя суммы компенсации. Она распространяется теперь и на товарный знак, а также на незаконное использование наименования места происхождения товара;

- предусматривает такую серьезную меру ответственности, как конфискация контрафактных экземпляров произведений, фонограмм и используемых для их воспроизведения материалов и оборудования. В действующем законодательстве этот вид санкций распространяется только на произведения, защищаемые авторским правом,
и фонограммы, защищаемые соответствующим смежным правом. Четвертая
часть Кодекса распространяет их практически на все материальные носители, «в которых выражен результат интеллектуальной деятельности»;

- вводит ответственность за грубые нарушения исключительных прав в сфере интеллектуальной собственности. Новой и весьма существенной санкцией за такие нарушения является возможность ликвидации по решению суда юридического лица и прекращение регистрации индивидуального предпринимателя;

- наряду с мерами по усилению охраны имущественных прав авторов
предусматривает также меры, направленные на защиту их личных неимущественных прав. В частности, впервые предусматривается порядок внесения наследниками авторов изменений, в произведения, а также порядок обнародования произведения умершего автора если это не противоречит его воле, выраженной письменно;

- сохраняет без изменений большинство уже действующих норм, и устраняет нестыковки между отдельными законами, а также несоответствия с международными конвенциями.

Таким образом кодификация законодательных норм об интеллектуальной собственности в самостоятельную часть ГК своевременна и отвечает потребностям экономики и общественной жизни.

Одновременно российские сенаторы одобрили решение Государственной Думы ввести четвертую часть Гражданского кодекса в действие со дня опубликования.

Пресс-служба СФ


8 Декабрь 2006 г., пятница
УСТРАНЯЮТСЯ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

8 декабря 2006 года Совет Федерации на 189-м пленарном заседании одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

На устранение административных барьеров в строительстве, а также на совершенствование механизмов вовлечения в хозяйственный оборот земель для жилищного строительства направлены изменения в Градостроительный кодекс и некоторые другие законодательные акты. Их одобрил 8 декабря 2006 года Совет Федерации на 189-м пленарном заседании.

Изменения предусматривают передачу осуществления полномочий федерального центра в области градостроительной деятельности субъектам Российской Федерации. Полномочия коснутся организации и проведения государственной экспертизы территориального планирования, проектной документации и результатов инженерных изысканий. Однако, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения региональными органами власти переданных полномочий, они могут быть временно изъяты Правительством РФ.

Уточняются нормы, регулирующие контроль органов власти субъектов Российской Федерации за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.

Федеральный закон допускает ипотеку земель, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, если они предназначены для жилищного строительства и передаются в обеспечение кредита, предоставленного для создания инженерной инфраструктуры.

В целом этот документ вносит изменения в 35 федеральных законов, комплексно решая многие вопросы. Его принятие позволит разрешить коллизии правовых норм земельного, градостроительного законодательства и норм отдельных специальных законов. Но только правоприменительная практика позволит более четко скорректировать принимаемые нормы, считает заместитель председателя Комитета СФ по экономической политике предпринимательству и собственности Олег Толкачев, представивший сенаторам закон.

Пресс-служба СФ



© 2002 Пресс-служба Е.А.Елисеева
© 2002 Центр внедрения специализированных систем