Елисеев Евгений Александрович  
 

Архив Новостей


Март 2009 г.     
25 Март 2009 г., среда
А.ФУРСЕНКО: ПРОИЗОШЛИ КАЧЕСТВЕННЫЕ ПОДВИЖКИ НА ВСЕХ УРОВНЯХ ОБРАЗОВАНИЯ

25 марта 2009 года на 243-м пленарном заседании Совета Федерации в рамках «правительственного часа» выступил министр образования и науки Андрей Фурсенко с информацией о мерах по развитию инновационного образования в РФ.

Новые школьные стандарты частично будут внедряться с 1 сентября 2009 г. Об этом заявил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко на 243-м пленарном заседании в рамках «правительственного часа» в Совете Федерации 25 марта 2009 года. Он рассказал сенаторам о мерах по развитию инновационного образования в стране

По словам А.Фурсенко, проект новых школьных стандартов уже опубликован в "Учительской газете". Что касается стандартов начальной школы, то в первостепенном порядке они будут внедряться в школах-победителях национального проекта "Образование".

Постепенно положительный опыт внедрения новых стандартов будет перениматься другими школами. По мнению А.Фурсенко, целиком внедрение школьных стандартов состоится через 2-3 года.

Новое образование предполагает более тесную связь теории с практикой, а также улучшение технического обеспечения школ. В частности, по словам министра, обсуждается идея о введении новой системы повышения квалификации учителей, что должно привести к качественно лучшему довузовскому образованию.

Он сообщил, что сегодня в школах уже внедряются современные технологии организации здорового питания. Теперь школа становится передовой опытной площадкой не только внедрению современных формационных технологий, но и по формированию здорового образа жизни. Хотя приходится признать, что 40% школьников, а это 5 млн человек обучаются в неблагоприятных условиях, даже без теплого туалета.

В то же время, по словам министра, в ходе реализации региональных проектов модернизации образования в несколько раз возросла доля школьников, которые учатся в современных условиях. Сейчас она достигает 60%, а еще год назад составляла 30%, в 2004 году - менее 15%. Он подчеркнул, что эти данные - результат обследования всех школ в России на предмет аварийности. Установлено, что 900 учебных заведений находятся в аварийном состоянии, однако, по словам министра, еще 2,5 года назад таковых было 2,5 тыс.

Таких показателей удалось достигнуть за счет реализации в течение последних трех лет нацпроекта "Образование", на который федеральный бюджет выделил 120 млрд руб.

Как отметил министр, в ближайшие три года на капитальный ремонт и строительство новых школ предполагается выделить 40 млрд руб. При этом он подчеркнул, что Минобрнауки обратилось к правительству России с просьбой рассмотреть возможность участия регионов в финансировании этой программы, причем из регионов может пойти до половины инвестиций.

А.Фурсенко подчеркнул, какое большое значение для здоровья детей уроков физической культуры министр посетовал, что на сегодня методики преподавания физкультуры требуют существенной ревизии. Министерство образования и науки рекомендует школам ввести третий урок физкультуры вместо обязательных двух, а в будущих образовательных стандартах будут рекомендованы два дополнительных урока. Если урок физкультуры организован правильно, интересно и модно, то он является не нагрузкой, а разгрузкой для учеников, отметил министр.

Большое внимание А.Фурсенко уделил и высшей школе. В текущем году министерство во взаимодействии с вузами планирует перевести на вакантные бюджетные места порядка 25-30 тыс. студентов-платников. Всего же по стране около 90 тыс. вакантных бюджетных мест в вузах.

Министерство разработало рекомендации для вузов, в которых указаны условия для перевода платных студентов на бесплатную основу. Предлагается, что основанием для перевода станут хорошие и отличные оценки в течение не более четырех семестров. Увеличение этого срока по сути поставит барьер для перехода, сказал А.Фурсенко. Он отметил, что в некоторых вузах это условие сведено до получения положительных оценок в течение двух семестров.

Мера по переводу студентов платных отделений на вакантные бюджетные места в вузах, по мнению министра, - это дополнительный стимул для повышения успеваемости студентов. Кроме того, эта мера делает более привлекательными вузы для поступления. Он также сообщил, что в настоящее время ведется работа с вузами по фиксации платы за обучение. На сегодня около 320 вузов уже приняли соответствующие решения.

Несмотря на продолжающийся спад количества выпускников вузов, в этом году не будет уменьшено число бюджетных мест на очных отделениях. В 2009 году на 1000 выпускников школ выделено 420 бюджетных мест. На 3000 мест - с 26000 до 29000 - увеличен прием в аспирантуру, более чем в 1,5 раза - прием в магистратуру. А.Фурсенко отметил, что число дополнительных мест могло бы быть больше, но нет заявок на эти места.

Кроме того, министерство активно перераспределяет бюджетные средства, передавая их более востребованным перспективным направлениям.

Министр очень рассчитывает на принятие закона о создании инновационного бизнеса в вузах. Этот закон активно обсуждается, но его принятие тормозят разногласия в министерствах. Вместе с тем сам министр считает его антикризисным и, если летом при вузах будут созданы такие предприятия, это позволит обеспечить от 25 до 30 тыс. рабочих мест.

Поддержка в рамках национального проекта "Образование" 246 учреждений начального и среднего профобразования, сообщил А.Фурсенко, повлекла развитие партнерства с работодателями. По их заказам уже создано более 600 новых гибких учебных программ, улучшена практическая база, произошло переоснащение и перестройка всего образовательного процесса, что привело к открытости рынка труда. Победители национального проекта становятся региональными современно оснащенными ресурсными центрами для переподготовки высвобождающихся кадров и опережающего обучения по запросам рынка труда. В 2009 г. планируется поддержать порядка 60 учреждений.

Наряду с этим, по словам А.Фурсенко, завершается подготовка к объявлению конкурса на поддержку национальных исследовательских университетов, определены основные критерии их поддержки. Министр сообщил, что в рамках нацпроектов поддержано 57 инновационных вузов и создано 2 федеральных университета. По качеству программ, учебному оборудованию и квалификации преподавателей за 2-3 года совершен скачок на 10-15 лет вперед.

Не считаю, что мы ограничим введением обязательного госэкзамена чье-либо право поступать в высшие или средние образовательные учреждения, заявил министр отвечая на вопросы Председателя Совета Федерации Сергея Миронова и сенаторов Вячеслава Новикова и Николая Рыжкова. Все желающие могут поступать в образовательные учреждения и с помощью других способов приема экзаменов. ЕГЭ не более сложный экзамен, чем обычный. Мы предлагали сдавать его во всех образовательным учреждениям, но у некоторых он является формой для поступления в вуз, а у других он приравнен к школьному выпускному.

По его словам, старшеклассникам ЕГЭ ничем не грозит - у них два обязательных экзамена - русский язык и математика, ЕГЭ по остальным предметам они могут выбирать. Кроме того, выпускник имеет право пересдать одну "двойку", а, если он получил больше одной неудовлетворительной отметки, то пересдать этот экзамен через год.

Но главное, что ЕГЭ обнажил катастрофическое падения уровня образования за последние 15 лет, отметил министр, и за 2-3 года эта ситуация не изменилась. А.Фурсенко призвал общественность обсуждать не форму сдачи экзамена, а качество образования и способы повышения этого качества.

Что касается обучающихся в вечерних школах, то, по словам Фурсенко, ЕГЭ не является препятствием для тех, кто окончил школу до 1 января 2009 года. Эти люди могут сдавать экзамен в любой форме. Фурсенко также отметил, что необязательная сдача ЕГЭ для иностранцев, обусловлена поддержкой российских соотечественников за рубежом.

Особенно важно, подчеркнул А.Фурсенко, что ЕГЭ – это оценка знаний не только учеников, но и работы учителей. По его словам, есть факты, когда учителя отговаривают учащихся сдавать ЕГЭ по их предмету. Такие учителя, по мнению министра, должны нести ответственность. Фурсенко сообщил, что министерством предложена такая форма повышения квалификации учителей как ваучеры, которые передаются директорам учебных заведений, и они в свою очередь решают, где и каким образом преподаватель должен пройти переподготовку.

А.Фурсенко отметил, что министерство работает над улучшением ЕГЭ, планируется включить в экзамен больше задач для того, чтобы создать мотивацию для учеников решать как можно больше задач.

Особое внимание министр уделил проблеме содержания учебников истории. Сегодня они будут вынесены на обсуждение учительского сообщества. По словам А.Фурсенко, 3 года назад полностью была заменена система экспертиз всех школьных учебников, которые теперь проводят Акадамия педагогических наук и Российской академии наук, куда по просьбе министерства их направляют издательства. В итоге число учебников по истории сократилось вдвое, но на сегодня остается много учебников, по которым разрешено вести преподавание.

А.Фурсенко отметил, что на сегодня ведется обсуждения вопроса - должен ли быть один учебник, либо преподавателю надо дать возможность выбрать наиболее приемлемый, на его взгляд, учебник из нескольких. Мы более жестко должны подходить к качеству учебников, но требовать использования только одного, я считаю, неверно, сказал А.Фурсенко.

Главным требованием к качеству учебника министр считает необходимый объем знаний, который должен быть получен учениками по итогам обучения.


25 Март 2009 г., среда
СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ОДОБРИЛ ПОПРАВКИ К ЗАКОНУ «О РАЗВИТИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА»

Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства».

Весной минувшего года при рассмотрении в Совете Федерации поправок к закону «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей», указывалось на заседании, палата поручила профильному Комитету подготовить законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» и некоторые другие законодательные акты страны, которые бы уточнили понятие «сельскохозяйственный товаропроизводитель». Рассмотренный в 243-м пленарном заседании СФ закон был разработан во исполнение протокольного поручения палаты, было отмечено в ходе обсуждения.

Разработка и принятие этого правового акта обусловлены тем, отмечалось в ходе дискуссии, что в правоприменительной практике возникла коллизия в определении статуса сельскохозяйственных товаропроизводителей, на которых распространяются меры государственной поддержки. Так, критерий отнесения организаций и предпринимателей к сельскохозяйственным товаропроизводителям для налогообложения единым сельскохозяйственным налогом отличается от критерия их отнесения к этой категории, установленного законом «О развитии сельского хозяйства». Если в первом случае доля сельскохозяйственной продукции и продукции ее переработки определяется в доходе от реализации товаров (работ, услуг), во втором - в общем доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей. Таким образом, действующая редакция закона ограничивала доступность государственной поддержки сельскохозяйственного производства, было констатировано на заседании.

Согласно внесенному в законодательство изменению, сельскохозяйственными товаропроизводителями теперь признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозпродукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализацию при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее семидесяти процентов за календарный год. Тем самым содержание нормы закона «О развитии сельского хозяйства» приводится в соответствие с налоговым законодательством.


25 Март 2009 г., среда
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ СМОГУТ ПРЕДСТАВЛЯТЬ СВОИХ КАНДИДАТОВ НА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ВЫБОРАХ

25 марта 2009 года в Совете Федерации на двести сорок третьем пленарном заседании палаты одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 25 и 26 Федерального закона «О политических партиях» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». По этому вопросу на заседании выступил глава Комиссии СФ по вопросам развития институтов гражданского общества Борис Шпигель.

На двести сорок третьем пленарном заседании Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 25 и 26 Федерального закона «О политических партиях» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Федеральный закон направлен на реализацию Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию нашей страны в части правового обеспечения более широкого участия граждан, политических партий, общественных объединений в формировании демократических институтов и гражданского общества.

Документом устанавливается, что при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований по пропорциональной избирательной системе политическая партия - единственный вид избирательного объединения, которое имеет право самостоятельно выдвигать списки кандидатов.

Вместе с тем общественным объединениям, не являющимся политическими партиями, предоставляется право принимать участие в предложении кандидатур в состав списков кандидатов, выдвигаемых политическими партиями. Чтобы это право было реализовано, необходимо заключить соглашение между политической партией и общественным объединением о совместном формировании списков кандидатов на муниципальных выборах.

Закон обеспечивает гарантии представительства общественных объединений в органах местного самоуправления.

По мнению сенаторов, принятие этого Федерального закона позволит политическим партиям и институтам гражданского общества осуществлять более тесное взаимодействие и совместно принимать решения по наиболее важным вопросам общественной жизни.


25 Март 2009 г., среда
СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ДАЛ ПРАВО ПОЛИТИЧЕСКИМ ПАРТИЯМ ПРЕДЛАГАТЬ КАНДИДАТУРЫ ГУБЕРНАТОРОВ

25 марта 2009 года в Совете Федерации на двести сорок третьем пленарном заседании палаты одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «О политических партиях». По этому вопросу на заседании выступил председатель Комитета СФ по делам Федерации и региональной политике Рафгат Алтынбаев.

На двести сорок третьем пленарном заседании Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «О политических партиях».

Проект данного закона был внесен в Государственную Думу Президентом Российской Федерации.

Одобренный Федеральный закон предоставляет политическим партиям, набравшим наибольшее число голосов на региональных выборах, право вносить предложения Президенту России по кандидатурам на должность руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Документ устанавливает, что предложения политических партий по кандидатурам вносятся их коллегиальными, постоянно действующими руководящими органами.

Законом определяется, что кандидатур должно быть не менее трех, и они должны отвечать определенным требованиям. В частности, кандидаты на должность высшего должностного лица субъекта Федерации не могут иметь неснятую или непогашенную судимость, не могут содержаться в местах лишения свободы по приговору суда. В документе отмечается, что кандидатом не может стать гражданин, признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным, а также гражданин, отказавшийся от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.

Согласно Федеральному закону предложения по кандидатурам вносятся не позднее, чем за 90 дней до истечения срока полномочий действующего руководителя исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Закон устанавливает также порядок и основания роспуска регионального законодательного (представительного) органа государственной власти.


12 Март 2009 г., четверг
АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Запас прочности южноуральского региона

Последние годы большинство субъектов РФ демонстрировали высокие темпы роста по основным показателям социально-экономического развития. К примеру Челябинская область занимала в стране четвертое место по объему промышленного производства, девятое по строительству жилья и продукции сельского хозяйства, входила в первую десятку по рознично-торговому обороту, по объему ВРП.
Рейтинг области по национальной шкале на уровне Аа1.ru - очень высокая кредитоспособность. Казалось, у области в экономическом и социальном плане был очень серьезный запас прочности.
Однако мировой кризис не обошел южноуральский регион стороной. Если в целом итоги прошедшего года положительные, то четвертый квартал и особенно начало нового года вызывают серьезное беспокойство. Началось снижение производства, в первую очередь, в металлургии, в строительстве, машиностроении.
Основная причина снижения объемов в том, что сжимается платежеспособность покупателя на южноуральскую, в целом конкурентоспособную продукцию. В последние месяцы на отдельных предприятиях объемы сократились от 30 до 70%.
Экономический кризис особенно болезненно проходится по тем субъектам федерации, которые ранее были донорами, где есть развитая промышленность, а ведущей является металлургическая отрасль. В структуре ВРП Челябинской области промышленность занимает 44%, в которой доля металлургии – 63%. Сегодня по самым оптимистичным прогнозам в области ожидается снижение ВРП на 1,8%, при том, что в 2007 году в регионе был рост на 14,2%. В промышленности прогноз снижения на 7,1% против роста на 12,8% по итогам 2007 года.
Общее падение в этом году может составить от 15 до 20%. Объем инвестиций может снизиться на четверть. Все это, безусловно, скажется на поступлениях в бюджет. Реально бюджет может потерять треть доходов.


Антикризисный план с «обратной связью»

Все эти явления требовали быстрых и оперативных решений от руководства области. Необходимо было пересмотреть ранее сверстанные планы и выработать новую стратегию, которая смогла бы минимизировать последствия кризиса.
Уже в октябре, когда стали ясны масштабы кризисных явлений, в Челябинской области был сформирован план антикризисных мер. В его разработке принимали участие не только специалисты правительства области, но и представители промышленных и строительных предприятий, финансовых структур, среднего и малого бизнеса. Были проведены рабочие встречи с промышленниками, строителями, руководителями банков, образованы четыре отраслевые антикризисные группы, областной штаб и специальная рабочая группа по занятости населения. Такая же работа была проделана во всех городах и районах южноуральского региона.
Разработанные совместными усилиями предложения по антикризисным мерам были внесены Президенту РФ и Председателю Правительства. Многие из них были поддержаны.
Для региона был разработан план конкретных антикризисных мер. Этот областной план состоит из пяти разделов и включает более полусотни мероприятий. Конечно, он не является догмой, а может меняться в зависимости от социально-экономической ситуации как в стране, так и регионе.. Для оперативного отслеживания этой ситуации и принятия соответствующих мер в правительстве области создано четыре отраслевых рабочих группы под руководством первого заместителя губернатора Андрея Косилова (сельское хозяйство), первого заместителя губернатора Владимира Дятлова (строительство и ипотека), министра промышленности Евгения Тефтелева (крупный, средний бизнес, легкая промышленность) и министра экономического развития Елены Мурзиной (малый бизнес и кредитные организации).
Действует продуманная система «обратной связи», в рамках плана работают «горячие линии», ведется мониторинг основных экономических показателей крупнейших предприятий области, влияния кризиса на развитие предпринимательства и банковскую сферу, поступления доходов в областной бюджет. Так, учитывая результаты мониторинга, в банки направлены рекомендации по первоочередному кредитованию 50 крупных и средних предприятий области.


Думать о завтрашнем дне

Казалось бы, экономическая ситуация такова, что нужно затянуть пояса и отказаться от всех крупных проектов, которые финансируются из бюджета. Но это значит мы «режем» местных производителей, предприятия стройиндустрии, сокращаем внутренний спрос. Потому Правительство области приняло решение не замораживать крупные инфраструктурные проекты на сумму 8,8 млрд. рублей. Чтобы стала понятна логика этого решения, назову лишь некоторые значимые объекты: кардиоцентр, хирургический корпус областной детской больницы, центры позитронно-эмиссионной томографии в Челябинске и Магнитогорске и ряд других.
Продолжится также финансирование метрополитена в Челябинске, автомобильных дорог областного и межмуниципального значения и газификации. Кризис-кризисом, но мы должны думать и о завтрашнем дне, и работать на него.
Единственное условие, которое область будет выполнять неукоснительно - при строительстве вышеперечисленных объектов предпочтение будет отдаваться местным подрядным организациям и южноуральским производителям материалов.


Поддерживать реальный сектор экономики

Руководство области и эксперты, которые участвовали в создании плана антикризисных мер, посчитали, что для поддержки реального сектора экономики необходимо выделить из областного бюджета почти 2 млрд. рублей. Эти средства пойдут на точечную поддержку предприятий, оказавшихся в сложной финансовой ситуации. Из них предприятиям
крупного и среднего бизнеса будет выделено 200 млн. руб., для малого бизнеса – 50 млн. руб, сельскохозяйственным предприятиям - 310 млн. руб.,
предприятиям легкой промышленности – 10 млн. руб.
На поддержку ипотечного кредитования и строительство жилья в южноуральском регионе выделено 1 400 млн. руб. Уставный капитал Южно-Уральской корпорации по жилищному строительству и ипотеке превысил 2,6 млрд.руб.
Руководство области понимает, что сегодня малый бизнес особенно нуждается в поддержке и защите, особенно те предприниматели, которые отваживаются создавать свое дело несмотря на кризис. Поэтому в плане антикризисных мер для малого бизнеса предусмотрено создание гарантийного Фонда при кредитовании, особенно для тех, кто впервые будет открывать свой бизнес, предпринимателям будет на долгосрочной основе и по льготным ставкам предоставляться в аренду государственное и муниципальное имуществ. В 2009 году для малого бизнеса вводится упрощенная система налогообложения на основе патента.
Сейчас также рассматривается вопрос по снижению налогов на малый бизнес, работающих по упрощенной системе.


Поддерживать градообразующие предприятия

Ряд вышеперечисленных мер уже начинает действовать в конкретных ситуациях. Например, приняты решения по точечной поддержке из областного бюджета около 100 предприятий. В первую очередь будут поддерживаться градообразующие предприятия, расположенные в городах с моноэкономикой. Например в городе Аша такими предприятиями являются Ашинские метзавод и химзавод, в Бакале - рудоуправление, в Златоусте- Златоустовский машзавод, в Сатке- Магнезит, в Кыштыме -радиозавод, в Катав-Ивановске- мехзавод, в Копейске - завод «Пластмасс». Этим и подобным предприятиям помощь из областного бюджета будет оказана в первую очередь.
Несмотря на финансовые трудности у банков, они по- прежнему предоставляют кредиты промышленным предприятиям области. Только за октябрь-ноябрь прошлого года, то есть в самый пик банковского кризиса южноуральским предприятиям были предоставлены кредиты почти на 30 млрд. рублей. Наиболее яркие примеры - ММК, ЧМК, ЧЭМК, ЧТЗ, ТГК-10, Миасский машзавод, Макфа. ЧТЗ за последний месяц получил кредиты на сумму более 2 млрд. руб. в пяти банках.


Ситуация к лучшему не меняется

Однако ситуация пока к лучшему не меняется. Впервые за последние два года вновь появилась задолженность по зарплате. Наибольший долг в строительстве 85,6 млн.руб, промышленности 64 млн. руб., ЖКХ и транспорте – 21 млн.руб., сельском хозяйстве – 2 млн.руб. По муниципальным образованиям наибольшая задолженность в Челябинске (79,6 млн. руб.), Озёрске (48 млн. руб.), Магнитогорске (12 млн. руб.).
Безработица в области всегда была одной из самых низких в стране. На 1 ноября 2008г. уровень безработицы составил 1,2%, на учете в службе занятости состояло 21,4 тыс. человек. Однако за октябрь-ноябрь в службы занятости поданы заявки об увольнении 7,8 тыс. человек на 28 предприятиях, в том числе в промышленности – 5,6 тысячи.
Таким образом, стало очевидно, что план антикризисных мероприятий оказался недостаточным. Губернатор Сумин призвал активизировать рабочие группы и разработать план дополнительных антикризисных мер. Такой план с учетом новых экономических реалий был оперативно представлен.


Эффективно использовать федеральные средства поддержки

Как известно, федеральный бюджет выделил значительные суммы на стабилизацию экономики и органам исполнительной власти области необходимо было организовать работу по максимальному привлечению федеральных средств.
Минстроем области были предложены мероприятия, направленные на переселение граждан из аварийного жилья; реализацию инфраструктурных проектов; софинансирование объектов капстроительства; рефинансирование ипотечных кредитов и выкуп закладных; приобретение жилья эконом-класса.
Минэкономразвитием- на работу венчурного Фонда; господдержку малого предпринимательства; реализацию инновационных программ.
Минсельхозу требуются деньги на предоставление субсидий на дизтопливо; возмещение затрат на уплату процентов по кредитам; поддержку растениеводства и животноводства.
Минпрому - на поддержку предприятий ОПК.
Главному управлению по труду и занятости - на выплаты высвобождаемым работникам и организацию общественных работ.
Таким образом, Челябинская область готова эффективно использовать выделяемые федеральным центром антикризисные средства.
Помимо прямой помощи предприятиям есть возможность помочь, снизив себестоимость продукции. Для этого область предложила федеральному центру заморозить внутренние цены на энергоносители и железнодорожные перевозки, снизить затраты застройщика при подключении к инфраструктурным сетям вновь строящегося жилья. Кроме того, считают в области, необходимо организовать работу по экспертизе и оптимизации тарифов, утвержденных на региональном и муниципальном уровне.


Поддерживать местных производителей

Сегодня уже очевидно, что в связи с замедлением экономического роста в 2009 году будут сокращены доходы и расходы бюджета. Поэтому органы исполнительной власти области и муниципалитеты приступили к поиску дополнительных доходов, одновременно проводя оптимизацию и снижение расходов, сети и штатной численности бюджетных учреждений, органов власти и финансирование областных целевых программ. Принято решение, что ГУПы в 2009 году будут отчислять в областной бюджет не менее 50% от полученной прибыли.
Для того, чтобы сохранить в области рабочие места, не снижать объемы социальных гарантий и не допустить социальной напряженности, руководство области считает необходимым поддерживать реальный сектор экономики. И здесь особая ответственность ложится на Министерство промышленности, Министерство строительства, Министерство экономического развития и министерство сельского хозяйства Челябинской области.
Руководство области считает: прежде всего необходимо поддерживать местных товаропроизводителей. Помимо экономических и административных предполагается задействовать и другие механизмы, например, организовать масштабную кампанию в СМИ «Покупай областные товары». Это будет способствовать, с одной стороны, продвижению продукции южноуральских производителей, а с другой – товары внутреннего производства станут более востребованы и доступны по цене для населения.
Министерству сельского хозяйства поручено организовать продажу продуктов питания местных производителей с минимальной наценкой. Поэтому в области будут всемерно проводиться сельскохозяйственные ярмарки выходного дня, тематические ярмарки.
В то же время специалисты министерства будут работать по созданию условий для кооперации крестьянских фермерских хозяйств с переработчиками и предприятиями общественного питания.
Минэкономразвития и Минпрому в рамках антикризисного плана предписано оказывать предприятиям реальную помощь в продвижении их продукции на региональные и межрегиональные рынки. Эта работа велась и ранее, но сейчас она должна быть усилена.


Участвовать в крупных федеральных проектах

Руководство области подчеркнуло, что южноуральские министерства должны обеспечить участие промышленных предприятий области в реализации крупных федеральных проектов. Среди них «Урал промышленный- Урал полярный», «Сочи-2014», «Сибирь-Тихий океан», «Балтийская трубопроводная система», Верфи Объединенной судостроительной корпорации».
Один из этих крупнейших проектов, который реализуется на наших территориях- «Урал промышленный – Урал полярный». Безусловно, нынешняя ситуация может его притормозить, но грандиозный экономический проект «Единой России» будет реализован.
Челябинская область в нем участвует, выкуплены акции Корпорации на 200 млн рублей. Южноуральские предприятия, в том числе Автозавод "Урал", ЧТЗ-Уралтрак организуют на Ямале свои сервисные центры. Очень хорошо работает в проекте Челябинский электрометаллургический комбинат, он в рамках проекта уже завозит из северных районов Урала хромовую руду. Наша область сегодня закупает железорудное сырье - почти 10 млн тонн- в Казахстане. А его можно везти с Полярного Урала. Это значительно ближе. Кстати, реализация этого проекта только Челябинской области даст дополнительно 50 тысяч новых рабочих мест.


Сдержать рост безработицы, создать рабочие места

В условиях кризиса самое трудное – это сдержать рост безработицы, создавать новые рабочие места. Иначе неизбежен рост социального напряжения. Поэтому Главному управлению по труду и занятости населения планом антикризисных мероприятий предписано оперативно организовать опережающее переобучение, переквалификацию работников за счет предприятий; профориентацию и обучение основам предпринимательства.
Правительством области на вновь вводимых областных объектах будет создано 2334 места. Кроме того, за счет реализации инвестпроектов, получивших господдержку, будет создано не менее 2 тысяч новых рабочих мест.
Отдельное внимание уделяется созданию новых рабочих мест в малом бизнесе. Предпринимателям, создающим новые рабочие места оказывается финансовая поддержка.


Поддерживать строительную отрасль

В условиях кризиса оказалась и строительная отрасль Южного Урала. Ситуация на рынке жилья в Челябинской области сложилась настолько непростая, что мало кто дает оптимистичные прогнозы на будущее. Но областные власти считают себя обязанными на этом этапе помочь как простым жителям, так и строительным компаниям.
В период кризиса областное правительство совместно с федеральными структурами занимаются решением вопроса ветхого жилья. Федеральный бюджет выделяет региону 1,7 миллиарда рублей на переселение граждан из их квартир, признанных ветхими и аварийными, в новое жилье. На эти средства область приобретет более 55 тысяч квадратных метров жилья, или около 1,5 тысячи квартир.
Жилье будет покупаться только в новых домах, готовность которых составляет не менее 70 процентов.
Область должна поучаствовать собственными средствами: на 63 процента федерального финансирования придется 37 процентов областных вложений.
Средства будут распределены по городам, где наблюдается наибольший процент ветхо-аварийного жилья. Челябинск получит 450 миллионов рублей, Магнитогорск — 400 миллионов, Миасс — 300 миллионов. Также в программе участвуют Копейск, Сосновский и Катав-Ивановский районы.
Переселяемые люди будут получать новое жилье по договорам социального найма. Впоследствии, по действующему сегодня законодательству, они смогут его приватизировать. Всего по этой программе будет выкуплено четверть от всего вводимого в области жилья.
Приобретение жилья для военных — еще один вариант помощи как людям, так и строительным организациям Южного Урала. Челябинская область рассчитывает за счет Минобороны в этом году предоставить жилье 920 семьям военнослужащих.
Жилье в новостройках будет приобретаться по фиксированной цене — до 27 тысяч за квадратный метр. Этот вариант вполне приемлем для строительных компаний, которые в период кризиса не могут сбыть свое жилье, а цена в 27 тысяч позволяет даже получить небольшую прибыль, поэтому желающих поучаствовать в этой программе более чем достаточно.


Ипотека по-челябински

Не собираются сокращать областные власти и существующие программы помощи малообеспеченным гражданам в приобретении жилья. Программа «Доступное и комфортное жилье» будет действовать. Правда, в связи с кризисом ряд семей отказались в ней участвовать, так как не могут найти достаточно средств, чтобы расплачиваться даже по льготному кредиту. Власти разрабатывают собственную схему ипотечного кредитования жителей области. По этой схеме гражданин покупает в корпорации квадратные метры. Может купить один, а может сразу десять или пятнадцать, на сколько денег хватит. Взамен получает ценные бумаги. Когда семья сможет приобрести половину той площади, на которую рассчитывает, ценные бумаги можно будет обменять на жилье, а на оставшуюся часть взять в корпорации кредит на несколько лет. Пока четкий механизм работы этой ипотечной схемы прорабатывается областной властью, но во второй половине года он уже будет действовать.
Руководство области понимает, что главная задача сегодня - сохранение производства. И все антикризисные меры должны работать именно на этот результат. Антикризисный план, который разрабатывали все: государственные органы, депутаты, муниципалитеты, трудовые коллективы, профсоюзы, партии, объединения предпринимателей создавался не для отчета и галочки, а для конкретной работы.
Все, что мы делаем в этом направлении, должно делаться только исходя из того, чтобы улучшить ситуацию, а не для достижения каких-то виртуальных целей, - говорил в одном из последних выступлений президент Медведев. Руководство регионов понимает свою ответственность, и как справедливо заметил Дмитрий Медведев, « если в обычных условиях у нас есть право на ошибку, то сейчас этого быть не должно».


Нужны системные меры на федеральном уровне

Нарастающая безработица, рост преступности, возможные социальные потрясения – последствия не только кризиса, но и неправильных мер по борьбе с ним.
Меры, предпринятые государством наряду с ожидаемым улучшением ситуации, породили новые потенциальные риски.
Казалось бы повышение Центральным банком РФ ставки рефинансирования должно было привести к успеху в борьбе с инфляцией и оттоком капитала.
На самом деле эта мера привела к уменьшению доступности кредитов для предприятий и населения. Она ведет к дальнейшему сжатию кредитного рынка. Как результат – сокращаются инвестиции, производство и внутренний спрос, растет уровень дефолтов заемщиков, уменьшаются налоговые поступления, ослабляются бюджеты всех уровней. Мировой опыт – центральные банки во время кризиса снижают ставки для повышения деловой активности и внутреннего спроса.
Кроме того, адресная поддержка государством важнейших российских предприятий (субсидирование экономики) с одновременным повышением учетной ставки являются мерами прямо противоположного воздействия.
От государства требуются первоочередные мероприятия – укрепление финансовой системы, поддержка развития инфраструктуры, передовых технологий, налоговое и таможенное стимулирование. Эти мероприятия позволят стимулировать спрос на продукцию большого количества промышленных предприятий, создать дополнительные рабочие места и что самое важное – заложить основу для динамичного экономического роста после кризиса.
Нужны также меры регулирования деятельности монополий и государственных корпораций: снизить и осуществлять дальнейший контроль тарифов государственных монополий и цен на ключевые товары; обеспечить прозрачность работы госкорпораций , оптимизировать их операционные расходы и осуществлять контроль эффективности выделяемых им средств, в т.ч. используемых на новые инвестиционные программы.
К среднесрочным и долгосрочным мероприятиям государства относятся меры по: созданию в России Международного Финансового Центра ( превращение финансовой системы России в конкурентоспособную), развитию инфраструктуры на уровне мировых стандартов, масштабному использованию передовых зарубежных технологий.

Е. Елисеев - экономист


4 Март 2009 г., среда
ОБРАЗОВАНИЕ И ОТДЫХ ДЕТЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НЕ ДОЛЖНЫ СТРАДАТЬ ОТ ЧАСТЫХ ПЕРЕЕЗДОВ СЕМЕЙ

4 марта 2009 года на 242-м заседании Совета Федерации одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в статью 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Выступая перед сенаторами на 242-м заседании Совета Федерации, председатель Комитета СФ по обороне и безопасности Виктор Озеров отметил, что Федеральный закон Федеральный закон «О внесении изменений в статью 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих» направлен на закрепление норм, обеспечивающих обязательный и первоочередной порядок предоставления детям военнослужащих мест в государственных и муниципальных общеобразовательных, дошкольных образовательных учреждениях и летних оздоровительных лагерях.

Закон повышает доступность образования и летнего отдыха детей военнослужащих с учетом частых перемен мест проживания родителей-военнослужащих, связанных с особенностями прохождения службы.

Совет Федерации проголосовал за одобрение закона.


4 Март 2009 г., среда
СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ОПРЕДЕЛИЛ ПРАВИЛА РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА ВОЗДУШНЫЕ СУДА

4 марта 2009 года в Совете Федерации на 242-м пленарном заседании одобрен Федеральный закон «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними».

На двести сорок втором пленарном заседании палаты Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними». Законом предполагается урегулировать отношения в сфере государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними.

В частности, документ направлен на установление правил государственной регистрации права на воздушные суда и сделок с ними, определяются участники отношений, виды воздушных судов, органы государственной регистрации в этой сфере, порядок ведения Единого государственного реестра прав на воздушные суда.

Цель одобренного Федерального закона – создать эффективные механизмы государственного регулирования гражданского оборота воздушных судов, обеспечить легитимность залоговых, арендных, лизинговых и других сделок с воздушными судами. В том числе повысить национальную безопасность за счет фиксации достоверных сведений о собственниках и пользователях воздушных судов.

По мнению авторов документа, его реализация позволит обеспечить рост инвестиций в авиационную сферу, ускорит темпы изготовления новых воздушных судов, уменьшит число банкротств авиакомпаний, повысит число и надежность ипотечных и лизинговых сделок.


4 Март 2009 г., среда
СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ВНЕС ИЗМЕНЕНИЯ В ЛЕСНОЙ КОДЕКС

4 марта 2009 года в Совете Федерации на 242-м пленарном заседании палаты одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

На двести сорок втором пленарном заседании Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Как отметил представлявший Федеральный закон первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды Николай Чуркин, мониторинг реализации положений Лесного кодекса России показал, что ряд положений Лесного кодекса и Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» не в полной мере соответствует современным экономическим условиям.

Одобренный документ позволяет устранить имеющиеся противоречия и упущения в действующем лесном законодательстве страны, устранить дублирование отдельных норм, дополнить и конкретизировать ряд положений Лесного кодекса.

В частности, важным дополнением к действующему лесному законодательству является расширение полномочий органов государственной власти Российской Федерации в части представления права осуществления государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора и мер пожарной безопасности.

Законом внесена норма о предоставлении лесных участков гражданам в безвозмездное срочное пользование в виде служебного надела в соответствии с Земельным и Лесным кодексами России.

Документ уточняет также правовой режим лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов.



© 2002 Пресс-служба Е.А.Елисеева
© 2002 Центр внедрения специализированных систем