Елисеев Евгений Александрович  
 

Архив Новостей


Апрель 2003 г.     
29 Апрель 2003 г., вторник
Комиссия Совета Федерации по информационной политике проводит совещание по подготовке заседания комиссии на тему "Россия: новый образ, новая страна"

29 апреля 2003 года Комиссия Совета Федерации по информационной политике проводит совещание по подготовке заседания комиссии на тему "Россия: новый образ, новая страна".


29 Апрель 2003 г., вторник
Евгений Елисеев в составе официальной делегации Совета Федерации посетил Республику Казахстан, Киргизскую Республику и Республику Таджикистан (31 марта - 5 апреля 2003 года).

Об официальном визите делегации Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в Республику Казахстан, в Киргизскую Республику и и Республику Таджикистан (31 марта — 5 апреля 2003 года)

Делегация Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации во главе с Председателем Совета Федерации С.М.Мироновым 31 марта — 5 апреля 2003 года посетила с официальными визитами Республику Казахстан, Киргизскую Республику и Республику Таджикистан.

В делегацию входили первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств К.А. Маркелов, заместитель председателя Комиссии Совета Федерации по информационной политике Е.А.Елисеев, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств О.Е.Пантелеев, член Комитета Совета Федерации по международным делам Р.Г. Абдулатипов, Генеральный секретарь - руководитель Секретариата Совета Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств М.И. Кротов.

Во всех трех республиках делегации был оказан радушный прием. Состоялся насыщенный обмен мнениями по проблемам двусторонних отношений, о ситуации в Центральный Азии. Визит делегации проходил в условиях ухудшения международной обстановки в связи с войной в Ираке. Участники переговоров были согласны в том, что военные действия должны быть прекращены, ситуация должна вернуться в международно-правовое поле при обеспечении главенствующей роли ООН.

В Республике Казахстан (31 марта - 2 апреля 2003 года) делегация была принята Президентом Н.А.Назарбаевым. Состоялись встречи с Председателем Сената Парламента О.А. Абдыкаримовым, Председателем Мажилиса Парламента Ж.А. Туякбаем.

В беседе с делегацией Н.А.Назарбаев заявил, что сотрудничество между нашими государствами развивается по всем азимутам. Оно носит равноправный и прагматичный характер. Это отношения подлинно стратегического партнерства. Он специально выделил тесное политическое взаимодействие, согласованность позиций и действий наших стран на международной арене.

Президент выразил убеждение, что уровень двустороннего взаимодействия между Россией и Казахстаном может служить эталоном экономической интеграции между бывшими союзными республиками. Беседа показала, что руководство Казахстана имеет четкое видение задач и последовательности решения всего комплекса проблем по интегрированию экономик наших двух стран, преисполнено политической воли продвигаться к выполнению совместной программы действий.
Казахский лидер подчеркнул необходимость дальнейших усилий по активизации интеграционных процессов в рамках СНГ. Важным событием стало подписание в феврале 2003 года президентами России, Белоруссии, Казахстана и Украины заявления о подготовке к формированию Единого экономического пространства. Этот шаг, по его словам, позволяет его участникам, в частности, более согласованно войти во Всемирную торговую организацию. При этом новый формат партнерства не умаляет значимости экономического взаимодействия в рамках ЕврАзЭС или СНГ. Напротив, он окажет стимулирующее воздействие на процесс углубления сотрудничества и кооперации на всем пространстве Содружества.

При обсуждении ситуации в Центральной Азии был отмечен рост активности внешних, нерегиональных сил, что диктует необходимость надежного и долговременного обеспечения безопасности и стабильности в регионе. В этой связи возрастает значение взаимодействия в рамках многосторонних структур - СНГ и его Антитеррористического центра, Шанхайской организации сотрудничества и, в первую очередь, Организации Договора о коллективной безопасности. Была выражена уверенность, что именно Россия и Казахстан призваны сыграть в этом процессе ведущую роль.

Председатель Сената Парламента О.А. Абдыкаримов и Председатель Мажилиса Парламента Ж.А. Туякбай подчеркивали, что между российскими и казахстанскими парламентариями сложились тесные, конструктивные и доверительные связи. Это характерно не только для двустороннего формата, но и для отношений в рамках МПА СНГ, сотрудничества в других региональных и международных организациях.
Большое место во взаимодействии двух парламентов отводится своевременному созданию договорно-правовой базы торгово-экономического сотрудничества России и Казахстана, всего комплекса, обеспечивающего устойчивое и динамичное развитие интеграционных связей наших стран.

1 апреля 2003 года состоялось подписание Протокола о развитии сотрудничества между Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Сенатом Парламента Республики Казахстан. Стороны договорились способствовать правовому обеспечению взаимодействия России и Казахстана в вопросах развития топливно-энергетического и агропромышленного комплексов, машиностроения, металлургии, транспорта, связи, освоения космоса, налаживания кооперативных связей, поощрения малого и среднего предпринимательства, борьбы с контрабандой наркотиков и оружия, незаконной миграцией (ст.1).

Верхние палаты парламентов будут оказывать содействие гуманитарному сотрудничеству. При этом особое внимание будет уделено гармонизации межэтнических отношений (Ст. 3). Принято решение активизировать совместный поиск правовых форм для дальнейшего развития межрегионального и приграничного сотрудничества (Ст.4). Стороны договорились в рамках Года Казахстана в России провести в Совете Федерации осенью 2003 года День Сената Парламента Республики Казахстан. Соответствующие комитеты палат должны своевременно представить согласованный план мероприятий.

В Киргизской Республике, где делегация находилась с официальным визитом 2-3 апреля 2003 года, состоялись встречи с Председателем Собрания Народных Представителей Жогорку Кенеша (верхней палаты парламента) А.А. Борубаевым, Председателем Законодательного Собрания Жогорку Кенеша (нижней палаты парламента) А.Э. Эркебаевым, премьер-министром Киргизской Республики Н.Т. Танаевым.

В центре бесед находились вопросы российско-киргизского сотрудничества в политической, торгово-экономической, гуманитарной, научно-технической сферах, в области образования и культуры.

Киргизские собеседники с удовлетворением отмечали, что отношения между нашими странами все более ощутимо приобретают характер стратегического партнерства. Они особо подчеркивали значение в этом плане официального визита В. В. Путина в Бишкек в декабре 2002 года.

Киргизские участники переговоров отмечали, что Киргизия и Россия имеют большие возможности для закрепления наметившейся позитивной тенденции в торгово-экономической области, прежде всего по таким ключевым направлениям, как электроэнергетика, горнорудная промышленность, агропромышленный комплекс. Большой потенциал заложен в динамично развивающемся межрегиональном сотрудничестве. Сегодня Киргизия имеет деловые связи с 18 регионами России. В числе приоритетных направлений сотрудничества - взаимодействие в гуманитарной сфере, в области просвещения, науки и культуры.

Существенный вклад в закрепление позитивных тенденций призваны внести парламентарии наших стран. В этом плане позитивную оценку получил опыт проведения совместных заседаний двусторонней межпалатной группы, работа российско-киргизской межправительственной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству.

Делегация Совета Федерации встретилась с коллективом преподавателей киргизско-российского Славянского Университета в г. Бишкеке. Встреча показала, что в Киргизской Республике последовательно проводят линию на обеспечение прочных позиций русского языка в стране. Позитивное воздействие на положение русскоязычного населения оказало принятие закона, придавшего русскому языку статус официального.

Усилению информационного взаимодействия между Россией и Киргизией, другими странами центральноазиатского региона, нашими парламентами призвана способствовать деятельность регионального корреспондентского пункта "Парламентской газеты" в Бишкеке, в церемонии открытия которого делегация приняла участие 3 апреля 2003 года.

Собранию Народных Представителей Жогорку Кенеша было передано приглашение посетить с официальным визитом Российскую Федерацию. Сроки будут согласованы по дипломатическим каналам.

3-5 апреля 2003 года делегация Совета Федерации нанесла визит в Республику Таджикистан. Это был первый официальный визит в Душанбе делегации верхней палаты российского парламента. В столице Таджикистана она была принята Президентом Республики Таджикистан Э.Ш. Рахмоновым. Состоялись встречи с Председателем Маджлиси Милли Маджлиси Оли (верхней палаты Парламента) М.У. Убайдулловым, Председателем Маджлиси Намояндагон Маджлиси Оли (нижней палаты Парламента) С.Х. Хайруллоевым, коллективом российско-таджикского Славянского Университета, а также с командным составом российской пограничной группы и 201-й мотострелковой дивизией Министерства обороны Российской Федерации.

Таджикская сторона в переговорах с делегацией отмечала, что в регионе и вокруг него все еще сохраняется сложная обстановка, что усугубляется войной в Ираке. Это определяет необходимость наращивания совместных действий по обеспечению безопасности и стабильности. С этой целью ведется работа по скорейшему вступлению в силу Договора о российской военной базе в Таджикистане.

Была выражена обеспокоенность ростом производства наркотиков в Афганистане, доходы от продажи которых являются одним из главных источников финансовой подпитки международного терроризма. Обсуждены меры по обеспечению тесного сотрудничества в борьбе с незаконным транзитом афганских наркотиков.
Были обсуждены актуальные вопросы торгово-экономического сотрудничества двух стран, пути интеграции стран СНГ. Затрагивались вопросы таджикистанской трудовой миграции в Россию. Таджикистанская сторона выразила надежды, что энергичные меры российских властей по наведению порядка в области трудовой миграции не отразятся на гражданах Таджикистана. Были обсуждены меры по объективному освящению данного вопроса в российских средствах СМИ.
Э. Рахмонов выражал озабоченность продолжающимся оттоком из страны русскоязычных граждан. С тем, чтобы укрепить позиции русского языка в стране, 4 апреля с.г. Президент Э. Рахмонов подписал Указ о введении русского языка (а также английского языка) в качестве обязательного предмета для изучения в общеобразовательных школах.

В целях продолжения парламентского диалога пригласили делегацию верхней палаты Парламента Таджикистана осуществить официальный визит в Россию.
Визит делегации Совета Федерации в Казахстан, Киргизию и Таджикистан подтвердил, что интересы России в регионе, задачи обеспечения ее национальной безопасности в новых геополитических условиях диктуют необходимость расширения и усиления многопланового присутствия нашей страны в Центральной Азии, повышенного внимания к интеграционным процессам с участием России и бывших союзных республик.

Переговоры с руководством и парламентариями трех стран показали искреннюю заинтересованность и готовность наших центральноазиатских партнеров развивать с Россией стратегическое взаимодействие как в двустороннем, так и многостороннем форматах, поддерживать с нами интенсивный политический диалог, в том числе и по парламентской линии.

Пресс-служба Е.А. Елисеева


23 Апрель 2003 г., среда
Итоги Уральского иформационного форума: В. Щепоткин "Уральский иформационный форум показал способность отставшей Росcии к рывку"

В "столице" Южного Урала — Челябинске — под эгидой Совета Федерации прошел первый Уральский информационный форум. Организованный Комиссией Совета Федерации по информационной политике и правительством Челябинской области, он привлек большое число законодателей как федерального, так и регионального уровней, менеджеров, ученых, журналистов. На двух пленарных заседаниях и в работе трех секций были обсуждены новые для нашей российской действительности понятия и проблемы, суть которых — построение информационного общества. Что это за общество? Чем оно отличается от уже известных человечеству? Как его создавать и как в него входить?

-------------------------------------------------------------------------------
На эти и подобные вопросы участники форума пытались получить ответы, обсуждая такие темы, как "Развитие России и единое информационное пространство", "Новая инновационная экономика и место России в глобальном мире", "Информационные технологии, как бизнес" и ряд других.

Но прежде чем рассказывать о выводах из дискуссий, надо ответить на вопрос:
Чем вызвано проведение форума, или как "сшить" единое информационное пространство?

Наиболее объемно ответил на него, открывая Уральский информационный форум, Председатель Совета Федерации Сергей Миронов. Его участие в форуме было частью двухдневной поездки по двум регионам Южного Урала — Челябинской и Оренбургской областям. Там и там у С. Миронова состоялись важные встречи. В Челябинске шел обстоятельный разговор о проблемах ядерного оборонного предприятия "Маяк". В Оренбурге он побывал в объединении "Стрела", которое выпускает важнейшую оборонную продукцию, и на командном пункте ракетной армии. Программа, разумеется, составлялась заранее, когда трудно было предугадать развитие иракских событий. Но то, что война началась именно во время знакомства С. Миронова со стратегически важными оборонными объектами, придало поездке особое значение.

И все же не менее, если не более важным стало участие главы Совета Федерации в работе информационного форума. Отвечая на вопрос, чем вызвано его проведение, С. Миронов сказал:
— Мир переживает революцию столь масштабную, что она потрясает сами устои привычной нам жизни. Движущая сила этой революции — информационные технологии. Они уже способствовали смене технологического уклада в экономике, позволив перейти от индустриальной экономики к экономике информационной, или, как ее еще называют, экономике, основанной на знаниях. Благодаря этим технологиям становится реальностью "бизнес со скоростью мысли", появляется возможность организации производства гораздо более дешевого и гибкого, чем нынешнее.

Объясняя причины, побудившие палату и ее Комиссию по информационной политике организовать столь масштабное мероприятие, Председатель Совета Федерации отметил, что "информация сегодня превратилась в могучий, реально ощутимый ресурс, имеющий даже большую ценность, чем природные, финансовые, трудовые и иные ресурсы. Информация стала товаром, который продается и покупается".

Все это, по мнению С. Миронова, коренным образом меняет жизнь личности, общества, государства. Благодаря прогрессу информационных технологий человечество подошло к очередному шагу в своем развитии — к созданию глобального информационного общества. Войти в него, стать его частью — задача, от решения которой зависит будущее любой страны, в том числе и России.

Понимая это, экономически развитые страны рассматривают построение информационного общества как основу своего социально-экономического, политического и культурного развития и проводят целенаправленную государственную информационную политику.

А важнейшим шагом на пути построения информационного общества в нашей стране является создание единого информационного пространства России. Такого, чтобы любой человек в любой точке страны мог иметь одинаковые возможности доступа к информационной сети.

— Чем выше в каждом субъекте Федерации будет уровень развития информационных технологий, — заявил С. Миронов, — тем эффективнее и мощнее будет становиться и единое российское информационное пространство в целом.

Итак, теперь понятны причины, которые вызвали проведение необычного по своим задачам форума и патронаж над ним палаты регионов — Совета Федерации. Но возникает еще один вопрос:

--------------------------------------------------------------------------------
Почему выбран Челябинск, или какие возможности у субъекта?

Одни в "столице" Южного Урала объясняют выбор адреса географическим положением региона. Здесь проходит граница между двумя частями света. Челябинская область — это пояс, соединяющий Европу и Азию.

Другие имеют в виду могучий промышленный потенциал едва ли не 4-миллионного субъекта Федерации, центр которого в свое время не зря называли Танкоградом.

Однако член Совета Федерации от Челябинской области, заместитель председателя Комиссии СФ по информационной политике Евгений Елисеев рассказал о более существенных поводах:

— Мы учитывали прежде всего информационные данные области. У нас высококонкурентная массмедийная сфера: одних только газет выходит около 400 наименований.

Кроме того, в последние годы динамично развиваются технические средства передачи информации. Например, мощный прорыв был сделан в создании волоконно-оптической связи, что выгодно отличает Челябинскую область от многих других. Сделано это за счет различных источников финансирования, но, хочу подчеркнуть, при активном использовании так называемого административного ресурса.

И совсем новое дело — широкополосная связь. Такой связи нет в России нигде, даже в столицах. Она позволяет любому жителю области получить по радиоволнам 96 каналов телевидения, выделенный канал Интернета и телефонную связь. И все это в два с половиной, в три раза дешевле, чем те услуги, которые предоставляют традиционные провайдеры.

Мы уверены, что новый вид связи сделает не просто прорыв в информационном обеспечении. Он уже есть, этот прорыв. За 2002 год количество пользователей Интернета в Челябинской области выросло в шесть раз. Теперь темпы станут более стремительными. Такой пример. Недавно одна из наших компаний сотовой телефонной связи отметила своеобразный юбилей: подключение двухсоттысячного абонента. Так вот, первые 100 тысяч абонентов набирались пять с половиной лет. Вторые 100 тысяч — шесть месяцев.

То, о чем сказал Е. Елисеев, — это прорыв, дающий колоссальный эффект. До внедрения широкополосной связи Челябинский металлургический комбинат каждый месяц тратил на междугородние, международные и другие переговоры, за пользование Интернетом - 3 млн. рублей. Ежемесячно! Теперь он тратит в два раза меньше, а качество цифровой связи значительно улучшилось.

Помимо прорыва в информационную среду наиболее развитых стран мира это означает снижение затрат на производство продукции, а значит, возможность потеснить конкурентов.

Будучи открыты и восприимчивы к новинкам информационных технологий, челябинцы внедряют у себя и систему электронной торговли для государственных и муниципальных нужд. В текущем году планируется 60 процентов всех операций по закупкам для области от общего объема в 6 млрд. рублей производить с помощью новейших способов связи.

Это что касается экономики в чистом виде. Но у челябинцев немало любопытного и в других отраслях. В рекламном бизнесе, массмедийной сфере, развитии Интернет-технологий в управленческой среде. Примечательный факт: Губернатор области Петр Сумин часть писем от населения получает по электронной почте. Такую возможность дало подключение в прошлом году всех почтовых отделений к глобальной сети. А все городские и районные газеты уже 3 года пользуются Интернет-технологиями. Благодаря этому Ассоциация городских и районных газет стала выпускать еженедельное приложение "Губерния". Оно создается журналистами всех изданий. По сути дела, это еще одна областная газета с тиражом в 280 тысяч экземпляров.

И это, по мнению ряда участников форума, только надводная часть айсберга. Та, какую они успели увидеть за два дня. Скрытая часть, которую никак не покажешь ни на стендах, ни в буклетах, гораздо основательнее и разнообразней.

--------------------------------------------------------------------------------
Таким образом, ясен ответ и на второй вопрос: почему выбран Челябинск? Остается вопрос третий:

Что показал компас, или как догнать идею?

Когда было высказано предложение провести первый в стране информационный форум, многие, по словам одного из членов комиссии, сомневались: надо ли? Но потом пришли к мысли, что "без корректировки правил работы в информационном поле" жить обществу сложно.

То есть поначалу будущий форум воспринимался некоторыми как обсуждение проблем взаимоотношения средств массовой информации и общества.

Разумеется, это важнейшая проблема, особенно для нашей страны. Пресса и власть должны обоюдно жестко отвечать перед законом. Опубликовали, например, средства массовой информации номера зарубежных счетов крупного российского чиновника, факты незаконной траты государственных денег на чью-то избирательную кампанию - выхода может быть только два. Или чиновник, растратчик доказывают в суде, что это клевета, и тогда конкретное издание, телеканал разоряют — опять-таки по суду — огромными штрафами, а то и закрывают. Или если ответа на выступление СМИ нет, то тем самым оно признается справедливым, а это прямая и короткая дорога к отстранению от занимаемой Должности с последующей уголовной ответственностью. Как в других странах. Только таким образом, на мой взгляд, можно в значительной мере гармонизировать отношения прессы, общества, гражданина.

0б этих взаимоотношениях тоже шла речь на форуме. Программа одной из секций, работой которой руководил председатель Комиссии СФ по информационной политике Дмитрий Мезенцев, так и называлась "Российские средства массовой информации в правовом поле". Там были выступления и острые, и любопытные. Но если говорить о форуме в целом, каким он сложился, в какую глыбу вырос, то доминирующими оказались другие идеи и проблемы. Те, что выводили на размышления об обществе высоких информационных технологий и месте России относительно его.

— Нам надо было понять, — говорит Е.А. Елисеев, — на каком этапе мы сейчас находимся. Форум показал: мы находимся пока еще на этапе осознания того, что такое информационное общество. Мы приблизились к пониманию сути такого общества, но пока далеки от него самого.

Однако это уже — половина дела. Понимая, что создание единого информационного пространства должно стать фактором укрепления Российского государства, мы одновременно и видим, в каком направлении надо идти. В направлении повышения уровня доступности к информационным технологиям всех граждан, где бы человек ни жил.

Поясню, что имел в виду мой собеседник. В развитых странах Европы с их небольшими, плотно заселенными территориями, с экономическим достатком и технической "продвинутостью" любой человек — будь то житель мегаполиса, маленького городка или отдельно стоящего домика — имеет абсолютно одинаковые возможности воспользоваться информационными коммуникациями.

У нас картина пока иная. Огромные расстояния, малолюдье (особенно за Уралом, в Сибири и на Дальнем Востоке), разорванность информационного пространства на отдельные очаги плюс финансовая бедность и долгое невнимание к проблеме создают несопоставимые условия для жителя столицы, областного города, райцентра, а тем более села. Какой там Интернет — телефонов миллионы людей не имеют!

И в то же время в стране есть "оазисы", где новейшие информационные технологии становятся повседневностью. Челябинск — один из них.

О том, как этого добиваться в других местах, на форуме речь шла тоже.

Но технические и научные проблемы по созданию информационного общества не решить без соответствующей законодательной базы. "Право существенно отстает от темпов развития информационных технологий", — отметил С. Миронов. Причем не только в России. "Все страны мира, — подчеркнул он, — столкнулись с этим вызовом и сегодня стоят на пороге законодательных реформ в области информатики".

И все-таки надежда на то, что прорыв в сфере информационных технологий может стать явлением не только челябинским, но и российским, после форума стала чуть более ощутимой. Докладывая на заключительном пленарном заседании об итогах работы секции, где обсуждалась роль науки в создании информационных технологий, член Совета Федерации от Ярославской области Виктор Глухих отметил: в Челябинске, быть может, впервые за все последние годы он явно ощутил, что Россия не оскудевает молодыми научными кадрами, что у нас сохранилась научная школа, а главное — есть мощный научный подрост. То есть Россия способна сделать рывок в сферу высоких технологий и в сторону информационного общества.
--------------------------------------------------------------------------------

Вячеслав Щепоткин "РФ сегодня"
Пресс-служба Е.А. Елисеева


23 Апрель 2003 г., среда
Комитет Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности принимает участие в заседании коллегии Министерства энергетики РФ и в работе Международной конференции "Топливо-энергетический комплекс России. Взаимовыгодное сотрудничество: наука, инновации, инвестиции"

Комитет Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности примет участие в заседании коллегии Министерства энергетики Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности примет участие в работе Международной конференции "Топливо-энергетический комплекс России. Взаимовыгодное сотрудничество: наука, инновации, инвестиции".


23 Апрель 2003 г., среда
В Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации проходит 108-е заседание Совета Федерации

СТО ВОСЬМОЕ ЗАСЕДАНИЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

Члены верхней палаты обсуждают Федеральные законы, принятые Государственной Думой и переданные на рассмотрение Совета Федерации
«О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам реабилитации инвалидов», «О внесении дополнений в статьи 214 и 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (о распространении права на получение социальных налоговых вычетов на налогоплательщиков-опекунов.)

Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству вносит на рассмотрение палаты проект федерального закона «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации», Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике – проект федерального закона «О внесении дополнений в Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса РФ» и другие.

В рамках «правительственного часа» верхняя палата заслушает информацию Правительства Российской Федерации об итогах исполнения федерального бюджета за 2002 год и задачах на 2003 год. С докладами выступят заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Министр финансов РФ А.Л.Кудрин, Министр Российской Федерации по налогам и сборам Г.И.Букаев, Министр транспорта Российской Федерации С.О.Франк.


22 Апрель 2003 г., вторник
В Совете Федерации состоялось заседание Подкомитета верхней палаты по налогам и сборам Комитета СФ по бюджету. Председатель Подкомитета Олег Чиркунов проинформировал собравшихся о предложениях по изменению порядка взимания акцизов на алкогольную продукцию

НАЛОГИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ РАВНОМЕРНЫМИ

Члены подкомитета также обсудили изменения и дополнения в Налоговый кодекс, поступившие в Госдуму. В заседании приняли участие депутаты Госдумы, представители Минфина и МЭРТ.

Глава подкомитета Олег Чиркунов концептуально обосновал необходимость изменения структуры уплаты акцизов на алкогольную продукцию исходя из действующей налогово-бюджетной системы. Пока не решена главная задача, поставленная в связи с готовящейся реформой местного самоуправления, - обеспечение сбалансированности доходов и расходов бюджетами всех уровней, подчеркнул докладчик. При дефиците бюджетных средств есть несколько возможных путей решения проблемы, вплоть до отказа от исполнения социальных законов или передачи данных функций на усмотрение регионов, заметил он. Однако, задача законодателей, по его мнению, - найти стабильные доходные источники для исполнения своих полномочий органами власти местного самоуправления и субъектов РФ, которые сегодня своих собственных налогов не имеют. О.Чиркунов напомнил участникам заседания, что в регионах отменяется налог с продаж.

Налоги в субъектах РФ и на местном уровне, считает О.Чиркунов, должны соответствовать двум основным параметрам – равномерность распределения по территориям (пропорционально количеству жителей) и «немобильность», то есть невозможность оперативного перехода налогооблагаемой базы из одного региона в другой. В этой связи оптимальным вариантом глава подкомитета считает изменение структуры уплаты акцизов на алкоголь в пользу регионов, закрепив 90% платежей за акцизными складами, работающими в строгой территориальной привязке. 10% акцизных платежей он предлагает оставить за непосредственными производителями, где разделение будет идти по сегодняшней схеме – половина в федеральный бюджет, половина - в местный.

Обсудив предложение О.Чиркyнова, сенаторы высказали мнение о необходимости дополнительных данных о равномерности и мобильности других видов налогов. Член подкомитета Герман Петров высказал опасение, что передача акцизных платежей в большей части на местный уровень приведет к сокращению дотирования территорий со стороны Минфина. Члены подкомитета приняли решение обратится за консультацией в Центр фискальной политики по налогам. В мае 2003 года участники заседания решили вернуться к обсуждению данной темы.

ПРЕСС-СЛУЖБА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ


16 Апрель 2003 г., среда
При Комитете СФ по экономической политике, предпринимательству и собственности создан экспертно-консультативный совет.

16 апреля 2003 года в Совете Федерации состоялось организационное заседание Экспертно-консультативного совета при Комитете по экономической политике, предпринимательству и собственности. Вел заседание председатель Комитета СФ Оганес Оганян. В работе Совета приняли участие члены Совета Федерации, директор Института РАН, академик Леонид Абалкин, замминистра экономического развития и торговли России- статс-секретарь Александр Маслов, эксперты, представители бизнес-сообщества.



Открывая заседание, Оганес Оганян рассказал об основных направлениях работы Комитета по экономической политике, предпринимательству и собственности и вновь создаваемого Экспертного совета. Он отметил, что для оптимальной работы над законами в Комитете действует «мозговой центр», что члены Комитета внести около 200 поправок в законопроекты, что обработано свыше 10 тысяч документов. Сенатор подчеркнул, что для более детальной и эффективной работы над законами и решено создать Экспертно-консультативный совет.

Перед участниками встречи выступил первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации Владимир Гусев, который познакомил присутствующих со структурой и организацией деятельности Совета. Он объяснил, что при Совете будут работать 6 секций, такие как: «Экономическая политика и вопросы эффективного использования национального богатства», «Предпринимательство и антимонопольное регулирование», «Собственность и имущественные отношения», «Внешнеэкономическая деятельность и сотрудничество с ВТО», «Экспертный совет по инновационной политике» и «Государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции, пива и иных подакцизных товаров».

На встрече обсудили проект «Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы)». В дискуссии приняли участие члены Экспертно-консультативного совета, руководители секций и приглашенные эксперты. Леонид Абалкин выступил с аргументированной критикой Программы, подчеркнув, что в ней отсутствует стратегия экономической политики государства и многие позиции противоречат мировому опыту. Академик остановился на опровержении некоторых цифр документа, в частности, он обратил внимание на сокращение ВВП и реальных доходов населения.

Пресс-служба Совета Федерации


16 Апрель 2003 г., среда
Комиссия Совета Федерации по информационной политике подготовила отчет о своей деятельности за 2002 год

Основные направления деятельности Комиссии

Комиссия Совета Федерации по информационной политике создана Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30 января 2002 года №106-сф. Создание Комиссии было обусловлено необходимостью детального изучения и мониторинга информационной ситуации, а также требованиями дальнейшего совершенствования законодательной базы в интересах большей ее ориентации на формирование единого информационного пространства, решения других вопросов информационной политики Российской Федерации.
18 февраля 2002 года на первом заседании Комиссии к предмету ее ведения были отнесены следующие вопросы правового обеспечения:
· государственная политика в сфере средств массовой информации, информационных технологий и информатизации;
· развитие единого информационного пространства Российской Федерации;
· издательская и полиграфическая деятельность;
· информационный обмен, развитие компьютерных сетей общего пользования;
· распространение периодических изданий, книжной и иной печатной, аудио- и видеопродукции;
· межгосударственное сотрудничество в информационной сфере;
· содействие информационному обеспечению деятельности Совета Федерации;
· выполнение федеральных и региональных целевых программ по вопросам ведения Комиссии.

Исходя из вышеизложенного, задачи членов Комиссии, состоят в изучении и обобщении положения дел в каждом отдельно взятом сегменте инфокоммуникационного сектора экономики, анализе и оценке правоприменительной практики в сфере информации. Работа велась совместно с представителями Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, Министерства Российской Федерации по связи и информатизации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Медиасоюза и журналистским сообществом.

За отчетный период было проведено 17 заседаний Комиссии и рассмотрено 58 вопросов, входящих в предмет ее ведения. Члены Комиссии участвовали в подготовке и проведении двух парламентских слушаний, четырех «круглых столов», трех заседаний рабочих групп.
На момент создания Комиссии Совета Федерации по информационной политике в ее состав вошли 21 сенатор. За время работы число членов Комиссии увеличилось до 32 человек.

* * *
Законотворческая деятельность

На весенней и осенней сессиях 2002 года было рассмотрено 12 законопроектов. Из них на заседания Совета Федерации вынесены следующие законопроекты:
· "О внесении изменений и дополнения в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" - отклонен. Создана согласительная Комиссия с участием представителей медиасообщества;
· "О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" и в статью 15 Федерального закона "О борьбе с терроризмом" - одобрен. Однако после обращения руководителей ведущих средств массовой информации к Президенту Российской Федерации с просьбой не подписывать закон о поправках, в соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации, законопроект был Президентом отклонен. Советом Федерации, Государственной Думой, Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций и Индустриальным комитетом средств массовой информации был подписан четырехсторонний протокол о взаимодействии в вопросах совершенствования правового регулирования деятельности средств массовой информации. В настоящее время ведется активная целенаправленная работа над новым Федеральным законом «О средствах массовой информации».
· "О внесении изменений и дополнений в статьи 149 и 164 части второй Налоговой кодекса Российской Федерации". Этот закон предусматривает продление действия льготной (10%) налоговой ставки по НДС до 1 января 2005 года для работ и услуг по производству и распространению периодических изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, за исключением периодических изданий и книжной продукции рекламного и эротического характера;
· "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации";
· "О выборах Президента Российской Федерации";
· "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы";
· "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О связи" и другие.

В течение отчетного периода работе Комиссии приняли участие:
Председатель Совета Федерации Миронов С.М., Первый заместитель Председателя Совета Федерации Горегляд В. П., заместитель Председателя Совета Федерации Торшин А.П., Полномочный представитель Президента Российской Федерации В.Ф.Хижняков, Полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Совете Федерации Г.В.Минх.

В свою очередь Члены Комиссии Анохин С. В., Елисеев Е.А. и Морозов И.Н. принимали неоднократное участие в заседаниях Коллегий заинтересованных министерств и ведомств.

По инициативе членов Комиссии по информационной политике подготовлен анализ законодательства зарубежных стран в области средств массовой информации.
Организация и проведение заседаний Комиссии, «круглых столов»
Один из первых вопросов, вынесенных на заседание Комиссии по информационной политике - рассмотрение итогов работы отрасли связи и информатизации в 2001 году и основные направления развития телекоммуникационного рынка России. Затрагивались проблемы развития основных подотраслей министерства: информатизации, электросвязи и почтовых предприятий, в том числе их региональная составляющая. В обсуждении итогов работы участвовал Министр Российской Федерации по связи и информатизации Л.Д. Рейман. Он дал высокую оценку вступившему в силу закону об электронной цифровой подписи. В развернувшейся дискуссии о возможном усилении государственной поддержки отечественного информационного производства, стимулирования развития рынка информационных технологий, продуктов и услуг активное участие приняли члены Комиссии Буслова Г.С., Бушмин Е.В., Елисеев Е.А., Маркелов К.А., Мезенцев Д.Ф., Морозов И.Н., Никитов В.А.

На очередном заседании Комиссии, состоявшемся 25 марта 2002 года, был рассмотрен вопрос «О ходе реализации Федеральной целевой программы "Электронная Россия на 2002-2010 годы". Координаторы реализации федеральной целевой программы - первый заместитель Министра Российской Федерации по связи и информатизации А. В. Коротков и заместитель Министра экономического развития и торговли Российской Федерации А. В. Шаронов
проинформировали членов Комиссии о работе, проводимой по реализации данной программы. В частности, было подчеркнуто, что на основе информационно-коммуникационных технологий ее реализация придаст дополнительный динамизм взаимодействию власти и гражданского общества. Будут созданы центры общественного доступа к информации и телекоммуникационным ресурсам. Отвечая на вопросы членов Комиссии об отсутствии в региональных бюджетах средств на реализацию данной программы, А.В.Шаронов отметил, что из 7 с лишним млрд. рублей федеральных средств 4,4 млрд. рублей планируется направить на создание региональных центров доступа к информации. Члены Комиссии Анохин С.В., Буслова Г.С., Бушмин Е.В., Волостригов П.С., Елисеев Е.А., Манилов В.Л., Мезенцев Д.Ф., Морозов И.Н., Никитов В.А., руководитель секретариата заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Павленко С.Ю. высказались за поддержку федеральной целевой программы "Электронная Россия на 2002-2010 годы".

На очередном заседании Комиссии 8 апреля 2002 года по вопросам правового обеспечения государственной политики в сфере средств массовой информации, выступил президент Российского Медиасоюза А.М. Любимов, изложивший видение Медиасоюзом основных направлений законодательной деятельности в сфере СМИ. В частности, отмечалось, что действующий закон о средствах массовой информации образца 1991 года, по ряду позиций устарел и в полной мере не отвечает требованиям времени. При работе над проектом нового закона чрезвычайно важно тесное взаимодействие обеих Палат парламента с руководителями средств массовой информации, Гильдией издателей периодической печати, Российской ассоциацией рекламных агентств, Национальной ассоциацией телерадиовещателей, Союзом распространителей печатной продукции, Российским книжным союзом, Ассоциацией полиграфистов, рекламодателей, Академией рекламы, Российской ассоциацией по связям с общественностью, журналистским сообществом и другими заинтересованными организациями.

На Комиссии было отмечено, что сформировавшиеся за последнее десятилетие новые общественные отношения, прежде всего в сфере экономики и индустрии СМИ, требуют законодательного закрепления. Кроме того, в законе о СМИ должны найти отражение положения нового Гражданского кодекса Российской Федерации, и также других федеральных законов. Было подчеркнуто, что работающие в СМИ сталкиваются с рядом внутренних противоречий, неточностей и пробелов в правовом регулировании отдельных положений деятельности редакций, телерадиокомпаний, которые не нашли отражения в действующем законе. Особенно было подчеркнуто, что законопроект должен содержать четкую понятийную базу, определять организационно-правовые основы деятельности средств массовой информации, правовое положение владельца, издателя, вещателя, редакции средств массовой информации, регламентировать процедуру лицензирования вещательной деятельности с учетом новых способов распространения информации (вещание в мультимедийной среде).

По итогам обсуждения рекомендовано членам Комиссии Анохину С.В. и Елисееву Е.А. совместно с представителями Минпечати России, Российского «Медиасоюза», Аналитического управления Совета Федерации, аппарата Комиссии глубоко и всесторонне проанализировать действующий закон «О средствах массовой информации» и выявить в нем противоречия законодательству Российской Федерации.

Итоги этой аналитической работы были доложены на очередном заседании Комиссии 28 ноября 2002 года.

Большой интерес членов Комиссии и приглашенных на заседание Комиссии: Председателя Совета Федерации С.М.Миронова, Председателя Всероссийской государственной телерадиокомпании О.Б.Добродеева, Президента Российского Медиасоюза А.М.Любимова и представителей журналистского сообщества вызвало заседание Комиссии 22 апреля 2002 года с повесткой: «О рассмотрении проекта Федерального закона «О внесении изменений и дополнения в закон Российской Федерации «О средствах массовой информации». По результатам обсуждения Комиссия рекомендовала Палате Совета Федерации проект федерального закона «О внесении дополнения и изменения в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» (в части регулирования порядка присвоения названия СМИ и отказа в регистрации СМИ) отклонить, создав согласительную комиссию. Кроме того, принято решение об образовании рабочей группы по подготовке нового закона о средствах массовой информации.

О состоянии российского государственного радио и телевидения и деятельности Всероссийской государственной телерадиокомпании рассказал ее председатель - Добродеев Олег Борисович. На заседании Комиссии было принято решение о совместном обсуждении большой программы развития телерадиовещания в России.
С информацией об истории создания и творческих перспективах «Парламентской газеты» перед сенаторами выступил ее главный редактор Л.П.Кравченко.
Учитывая желание членов Комиссии вести работу не только с государственными телерадиоканалами, печатными СМИ, но и с представителями негосударственных медийных корпораций, 16 мая на заседание Комиссии был приглашен Председатель Совета директоров ОАО "Газпром-медиа" А.М. Дыбаль. Его сообщение о деятельности ОАО "Газпром-медиа" вызвало живой интерес членов Комиссии.

Выполняя решение Совета Палаты, члены Комиссии вторым вопросом рассмотрели концепцию освещения деятельности Совета Федерации в средствах массовой информации. Основной доклад сделал начальник Управления пресс-службы аппарата Совета Федерации В.И.Черемухин. В обсуждении активное участие приняли члены Комиссии Абдулатипов Р.Г., Анохин С.В., Бойцов Л.Н., Бушмин Е.В., Волостригов П.С., Елисеев Е.А., Маркелов К.А., Медведев Н.Я., Мезенцев Д.Ф., Морозов И.Н., Попов В.А., Стариков И.В., Щеблыгин С.Е. По общему мнению, замечания и предложения Комиссии должны лечь в основу разрабатываемой концепции освещения деятельности Совета Федерации в средствах массовой информации.

В мае 2002 года Комиссия подготовила и провела "круглый стол":
"О перспективах развития единого информационного пространства России". Цель данного мероприятия - определить наиболее важные направления сотрудничества Совета Федерации с органами исполнительной власти и медиа-сообществом в области совершенствования законодательного регулирования деятельности СМИ.

С основными докладами о состоянии информационного пространства в России и уровне развития инфокоммуникаций выступили: Министр Российской Федерации по связи и информатизации Л.Д.Рейман, президент Российского Медиасоюза А.М.Любимов, заместитель Председателя ВГТРК А.Г.Быстрицкий и статс-секретарь -первый заместитель Министра Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций М.В.Сеславинский. В дискуссии приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, руководители СМИ и коммуникационных структур России. Информационное агентство "Росбизнесконсалтинг" обеспечило прямую аудиотрансляцию заседания в сети Интернет, а также интерактивность мероприятия.
Развитию российской теле- радиосети, как «несущей конструкции информационного пространства страны» посвятили свои выступления генеральный директор ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" Г.И. Скляр, заместитель Министра Российской Федерации по связи и информатизации В.В. Тимофеев и генеральный директор ОРТ К.Л. Эрнст.
Ученый секретарь Совета по науке и высоким технологиям при Президенте Российской Федерации, член-корреспондент РАН М.В.Ковальчук рассказал собравшимся о важности присутствия в печати и на телевидении научно-технической информации.

Состоянию и перспективам развития издательского дела в России посвятили выступления: Президент гильдии издателей периодической печати, генеральный директор ЗАО "Проф-Медиа" В.А. Горяинов, заместитель Министра Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций В.В.Григорьев, Президент ЗАО "Издательство "Семь дней" Д. В. Бирюков.

Обсуждение проблем информационного пространства России явилось прологом серьезного разговора, чрезвычайно полезного для эффективной работы Совета Федерации в этом направлении.

13 июня 2002 года на очередном заседании Комиссия рассмотрела состояние и перспективы развития радиовещания в России. На приоритетных задачах в сфере развития радиовещания подробно остановился заместитель Министра Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций А.Ю. Романченко. Он рассказал о положительном опыте радиовещателей из Новосибирска, Красноярска и Екатеринбурга, которые, несмотря на трудности весьма успешно выстраивают свои региональные сети. К сожалению, с появлением коммерческого радио в начале 90-х годов проводное радио стало стремительно терять аудиторию. На радийной карте России появились белые пятна.
Заместитель Министра Российской Федерации по связи и информатизации В.В. Тимофеев подчеркнул, что для сохранения и модернизации существующих проводных сетей, доставшихся в наследство от союзных времен, приоритетна административная, а также финансовая поддержка государства. В частности, «радио будущего» - в цифровом формате - требует новую документально-нормативную базу, которую без усилия законодательных структур не создать. Вторая важная проблема -выход русскоязычных программ на дальнее и ближнее зарубежье, то есть иновещание.

В обсуждении приняли участие: статс-секретарь - первый заместитель Министра Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций М.В. Сеславинский, генеральный директор «Радио России» А.В. Абакумов, генеральный директор ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» Г.И. Скляр, Президент акционерного общества « Русская Медиагруппа» С.С. Архипов, директор департамента внешних связей ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» Б.А. Виноградов, председатель государственной радиовещательной компании «Маяк» И.А. Герасимова, генеральный директор акционерного общества «Европа Плюс» А.М. Полесицкий и другие.
Все предложения участников заседания учтены в ходе законодательной работы Комиссии.

Продолжением разговора с представителями СМИ стало очередное заседание Комиссии 28 июня 2002 года. С информацией о деятельности и перспективах развития Общественного российского телевидения выступил Генеральный директор ОРТ К.Л. Эрнст. Он обозначил основные проблемы, стоящие перед первым каналом. В их числе - проблема выживания. Бюджетных средств Общественное российской телевидение не получает, а 95% доходов компании составляют средства от размещения коммерческой рекламы. Учитывая, что канал является общенациональным, его руководство заинтересовано в скорейшем техническом перевооружении и переходе на цифровой формат. В последнее время руководство ОРТ добилось максимального соответствия сетки вещания Москвы и регионов. Сейчас готовятся пять версий канала ОРТ, внешне отражающие региональную специфику. В планах ОРТ открытие собственной телевизионной школы. Также оно занимается поиском экспериментального дециметрового канала. Гендиректор ОРТ попросил членов Комиссии помочь получить соответствующую частоту. Также прозвучала просьба о проработке в законе «О рекламе», механизмов регулирования поведения зарубежных инвесторов на российском телевизионном рынке. На проблеме трансляции программ ОРТ на территории бывших стран Союза остановился член Комиссии Л.Н. Бойцов. За увеличение числа программ для детей, а также научно-познавательных программ высказалась Г.С. Буслова. Больше внимания проблемам села просил уделить председатель Комитета по аграрно-продовольственной политике, член Комиссии по информационной политике И.В. Стариков. Подводя итоги обсуждения, заместитель Председателя Совета Федерации А.П. Торшин предложил законотворческую деятельность Комиссии в сфере СМИ «синхронизировать» с планами ОРТ.

Национальный информационный ресурс: задачи государства, пределы ответственности - таким был один из обсуждавшихся на заседании 3 октября 2002 года вопросов. В качестве докладчиков на заседание Комиссии были приглашены: Президент компании IBS А.М. Карачинский, первый заместитель Министра Российской Федерации по связи и информатизации Б.Д. Антонюк, заместитель Министра экономического развития и торговли Российской Федерации А.В. Шаронов, начальник Управления проблем информационной безопасности Совета Безопасности Российской Федерации А.А. Стрельцов. Самое активное участие в дискуссии приняли члены Комиссии Волостригов П.С., Мезенцев Д.Ф., Оганян О.А., Стариков И.В.
На этом же заседании обсуждался законопроект «О средствах массовой информации», внесенный группой депутатов Государственной Думы и Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Заместитель председателя Комиссии Е.А. Елисеев подчеркнул необходимость детального обсуждения нового закона о СМИ. Во-первых, его следует привести в соответствие с международными нормами права и с ныне действующим российским законодательством. Во-вторых, разрешить вопросы, регулирующие распространение СМИ в цифровых и телекоммуникационных сетях, и, в-третьих, добиться, чтобы закон отражал реалии действующего информационного рынка.
Важная составляющая работы Комиссии - международная деятельность. Так, 18 апреля 2002 года члены Комиссии встречались с группой экспертов Совета Европы. На этой встрече был затронут вопрос о свободе средств массовой информации в России.

В октябре 2002 года состоялась рабочая встреча с пресс-атташе зарубежных Посольств и иностранными корреспондентами, аккредитованными в России. Члены Комиссии участвовали в организации и проведении встречи с советником-посланником Посольства Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии в Российской Федерации, Послом Франции в Российской Федерации, представителями деловых кругов Финляндии.

Работа Комиссии по содействию информационного обеспечения деятельности Совета Федерации ведется совместно с Управлением информационных технологий Совета Федерации, Управлением пресс-службы Совета Федерации. Значительная активизация работы достигается благодаря совещаниям с приглашением представителей средств массовой информации, семинарам для руководителей пресс-служб законодательных, представительных органов власти субъектов Российской Федерации.
Членами Комиссии много сделано для телепередачи "Клуб сенаторов", которая еженедельно выходит на канале «Россия». В эфир вышли 32 передачи. В них члены Совета Федерации и руководителями министерств и ведомств Российской Федерации откликнулись на самые актуальные события, происходившие в стране и мире. За 4 месяца эфира в передаче приняли участие 52 сенатора. В настоящее время, в тесном взаимодействии с комитетами и комиссиями Совета Федерации, успешно разрабатывается план и тематика предстоящих передач. Видеокассеты с записью «Клуба сенаторов» пользуются большой популярностью у всех членов Совета Федерации.

* * *
Организация и участие в форумах


Важным для деятельности Комиссии стало активное участие ее членов в подготовке и проведении VI Петербургского экономического форума. В его рамках был организован «круглый стол»: «Информационно-телекоммуникационные технологии как важный фактор экономического развития».

Советом Федерации Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Администрацией и Законодательным собранием Иркутской области совместно с Полномочным представителем Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, Торгово-промышленной палатой и Российским Союзом промышленников и предпринимателей с 17 по 19 сентября 2002 года проводился Второй Байкальский экономический форум в г. Иркутске.
Деятельное участие в подготовке и работе этого форума приняла Комиссия Совета Федерации по информационной политике.

В «круглых столах» участвовали 15 членов Комиссии. В работе «круглого стола» №10: «Развитие информационного пространства России: инфраструктура и технологии» активное участие приняли сенаторы Д.И. Бедняков, Г.Э. Бурбулис, И.Г. Глуховский, В.А. Игнатов, Д.Ф. Мезенцев, И.Н. Морозов. Подготовка и проведение этого «круглого стола» осуществлялась представителями Совета Федерации Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по связи и информатизации, Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, Администрации Иркутской области, Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение". Общее число участников составило 108 человек.

В ходе «круглого стола» были организованы:
· телемост с компанией «Сибирьтелеком» г. Новосибирск;
· трансляция в Интернет, осуществшаяся информационным агентством «РосБизнесКонсалтинг» (число обращений 2300).

Перед участниками выступили:
· В.В. Тимофеев - заместитель Министра Российской Федерации по связи и информатизации. Тема доклада: «Проблемы развития информационного пространства России»;
· В.А. Сироженко - заместитель Министра Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций;
· Г.И. Скляр - Генеральный директор ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть". - По теме: «Основные направления развития сетей телекоммуникаций России»;
· Ц.В. Церенов - начальник департамента корпоративного управления и новой экономики Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. - Тема: «Перспективы развития Федеральной целевой программы «Электронная Россия на 2002-2010 годы»;
· Ю.Л. Ершов - председатель экспертного совета по развитию информационных и телекоммуникационных технологий при представителе Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, академик. - Тема: «О состоянии и перспективах развития инфокоммуникационных технологий в Сибирском федеральном округе»;
· В.К. Башков - директор по управлению собственностью ОАО «Сибирьтелеком». - Тема: «Реорганизация телекоммуникационных компаний Сибирском федеральном округе»;
· Х. Копонен - Генеральный директор концерна «Сонера» (Финляндия). - Тема: «Информационные системы: инвестиции и интеграция»;
· И.В. Пономарев - Вице-президент компании «Информационные бизнес системы» (IBS). - Тема: «Электронная Сибирь - роль информационных технологий в социально-экономическом развитии Сибирского федерального округа»;
· В.И. Суродин - Вице-президент по региональной политике «ТрансТелеКом». Тема: «Телекоммуникации и транспорт взаимодополняющие отрасли».

По итогам работы «круглого стола» № 10 "Развитие информационного пространства России: инфраструктура и технологии" его участники приняли рекомендации. Материалы «круглого стола» нашли отражение в сборнике докладов, выступлений.



Важным этапом деятельности Комиссии стала подготовка в 2002 году и проведение 19-21 марта 2003 года в Челябинске Уральского информационного форума. Его участники обсудили проблему развития единого информационного пространства Российской Федерации. В работе форума приняли участие:
· Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронов,
· Губернатор Челябинской области П.И. Сумин,
· Первый заместитель Министра Российской Федерации по связи и информатизации А.В. Коротков,
· Заместитель Министра Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и массовых коммуникаций В.В. Григорьев,
· Заместитель Министра промышленности, науки и технологий Российской Федерации С.Н. Мазуренко,
· Первый заместитель директора телекомпании «Первый канал» - Президент Российского Медиа-союза А.М. Любимов,
· Заместитель генерального директора ВГТРК А.Г. Быстрицкий,
· Ученый секретарь Совета при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям, член-корреспондент российской академии наук М.В. Ковальчук,
· представители Законодательного собрания и администрации Челябинской области.

В форуме также участвовали представители деловых кругов, видные ученые и общественные деятели.

В центре дискуссии оказались принципы организации информационного пространства в учетом федеративного устройства России. Чрезвычайная важность их обсуждения обусловлена необходимостью проработки законодательной базы регулирования отношений в сфере информации. Участники форума сошлись во мнении, что правом доступа к оперативной и правдивой информации граждане России должны обладать независимо от места проживания. Большое значение здесь отводится региональным СМИ. Именно они на сегодняшний день весьма востребованы населением. Комплексный подход к проблемам информационного пространства предполагает развитие и совершенствование не только радио, телевидения, печатных СМИ, но и компьютерных сетей, почтовой связи.

В рамках форума были организованы три секции, по темам:
«Российские СМИ в правовом поле», «Инфокоммуникационный сектор экономики: динамика роста и фактор развития», «Информационные технологии и российская наука: инновационные подходы».

По итогам Уральского информационного форума в адрес Правительства Российской Федерации, Федерального Собрания, федеральных и региональных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления будут направлены разрабатываемые в настоящее время рекомендации. Участники сошлись во мнении, что подобный форум мог бы стать ежегодным. В ближайшем будущем важно обсудить проблему развития информационного пространства Калининградской области, как части единой России на информационном пространстве Европы.

* * *
Планы Комиссии


В планах работы Совета Федерации на весеннюю сессию -работа Комиссии по организации и проведению выездного заседания с повесткой: «О состоянии и перспективах развития районных (городских) газет и региональных электронных СМИ». Местом проведения выбран город Касимов Рязанской области. В свете развернувшейся работы над новым Федеральным законом «О средствах массовой информации», а также Федеральным законом «О рекламе», члены Комиссии планируют обсудить эти вопросы с представителями заинтересованных министерств, Медиасоюза, Совета Ассоциации медийной индустрии в рекламном сообществе, журналистами. На весенней сессии члены Комиссии наряду с рассмотрением законопроектов в области развития печати и телекоммуникаций, планируют обсудить проблемы стимулирования развития производства и распространения аудио- и видеопродукции, состояние и перспективы внедрения наземного цифрового и звукового вещания в Российской Федерации, определить направления развития печати, книгоиздания и полиграфической деятельности в России на период до 2010 года и ряд других вопросов.


Председатель Комиссии Совета Федерации по информационной политике

Д.Ф.Мезенцев


10 Апрель 2003 г., четверг
10 апреля 2003 года состоялось заседание Комиссии Совета Федерации по информационной политике, на котором обсуждалась Концепция развития рынка услуг почтовой связи.

Заседание Комиссии Совета Федерации вел председатель Дмитрий Мезенцев. С основными положениями Концепции и проблемами, стоящими перед федеральной почтовой связью, членов Комиссии ознакомили представители трех министерств, ответственных за разработку Концепции.



Сложившаяся в почтовой связи ситуация разрозненности почти 40 тысяч почтовых организаций, нескоординированности их действий и неуправляемости привела, по мнению специалистов, к появлению нецелесообразной конкуренции и невозможности модернизации почтовой связи в стране, и, как следствие, к прямому экономическому ущербу.

В соответствии с поручением Правительства от декабря 2000 года три министерства - Министерство по связи и информатизации, Министерство экономического развития и торговли, Министерство по антимонопольной политике - подготовили проект реструктуризации сети организаций почтовой связи. Этим был начат процесс консолидации сети крайне разрозненных организаций почтовой связи в России, пояснил замминистра по связи и информатизации Александр Киселев. Проект реструктуризации дорабатывался весь прошедший период и в настоящее время нашел свое отражение в Концепции развития рынка услуг почтовой связи, с которой знакомились члены Комиссии СФ по информационной политике на своем заседании.

Основная цель предлагаемых изменений в почтовой связи - обеспечение граждан нашей страны услугами почтовой связи высокого качества, соответствующими мировым стандартам. Для этого предлагается изменить механизм финансирования и деятельности организаций федеральной почтовой связи, перейти на перекрестное межрегиональное финансирование и новую систему тарифообразования на услуги почтовой связи.

Идеология Концепции основывается на необходимости государственной монополии на универсальные почтовые услуги, как минимум на ближайшие 25 лет. При этом наибольшее внимание уделяется работе с письменной корреспонденцией, так как другие услуги, оказываемые почтовыми отделениями связи, входят в сферу деятельности других сегментов рыночной экономики. Здесь необходима государственная поддержка, считает замминистра А.Киселев, в частности, в процессе кардинальной смены технологии доставки почты, уменьшения количества пересортировочных пунктов, замены оборудования и решения транспортных проблем в масштабах всей страны. Мировая практика такова, сообщил он, что государство вынуждено содействовать процессу совершенствования почтовой службы, защищая интересы граждан. Прямая бюджетная поддержка почтовых отделений связи в удаленных территориях составляет порядка 110 млрд.рублей, что в 3 раза меньше получаемой прибыли рентабельными отделениями Федеральной почтовой связи (ФПС).



Качество традиционных услуг - доставки получателям корреспонденции и прессы в России значительно ниже, чем в других странах. Этому вопросу сенаторы уделили особое внимание.

Глава Комиссии СФ Дмитрий Мезенцев напомнил, что существующий сегодня норматив доставки почты из Москвы в Санкт-Петербург в 5 дней и по стране - 20 дней, как ни странно, не изменился со времен доставки корреспонденции конными “тройками”. Правда тогда, заметил Д.Мезенцев, ямщики штрафовались “рублем” за каждый просроченный день. Такую “прошловековую” скорость доставки корреспонденции представители ФПС объясняют особенностями технологического процесса.



Доля рынка услуг почтовой связи в структуре ВВП страны составляет 0,3% (для сравнения в странах ЕС - 0,8%, а в США - 1,3%). Согласно Концепции к 2010 году должно произойти многократное увеличение объема оказываемых почтовой связью услуг до 3 млрд.долларов США ежегодно. При этом ставка делается на укрепление позиций единого национального почтового оператора. К концу 2003 года 80% почтовых предприятий уже должны войти в состав единого ГУП “Почта России”. Отвечая на вопрос члена Комиссии СФ Сергея Агапцова, А.Киселев обосновал и подчеркнул целесообразность централизации почтовой отрасли в отличие от обратных тенденций по демонополизации в других секторах экономики. Это необходимо для исполнения государственных обязательств перед населением и содержанием всей сети почтовых организаций - и рентабельных, и нерентабельных отделений в самых отдаленных уголках страны. При этом уровень цен на услуги почтовой связи должен быть сопоставимым, для чего и предлагается использовать схему перекрестного финансирования.



Член Комиссии СФ Иван Стариков обратил внимание на несогласованность представленной Концепции с Федеральной программой “Электронная Россия” в части не учета в стратегических планах появления новых Интернет-технологий, как для передачи и распространения информации, так и для выдачи пенсий и денежных переводов. Расходы на услуги ФПС слишком высоки и не соответствуют структуре расходов в российских семьях, отметил И.Стариков, ведь 65% семейного бюджета у россиян “уходит на прокорм”.



Центральной проблемой для медийного сообщества являются расценки ФПС на услуги по доставки прессы подписчикам. На этой проблеме “кривой методики” оценки стоимости услуг ФПС в зависимости от цены издания особо заострил внимание глава Комиссии СФ Дмитрий Мезенцев: “Доставка прессы стоит больше, чем производство печатных СМИ. Об этом говорят все редакторы печатных СМИ”. Насколько реально, увеличивая объемы почтовых услуг и повышая качество, снизить их себестоимость? Так Д.Мезенцев поставил вопрос перед разработчиками Концепции. А.Киселев признал падение доли подписки на периодику в общем объеме оказываемых почтой услуг до 17% по разным причинам.



Члены Комиссии СФ поддержали позицию Д.Мезенцева. Доля почтового тарифа в стоимости периодических изданий в Рязанской области составляет 54%, сообщил первый заместитель председателя Комиссии СФ Игорь Морозов. При этом ежегодно тарифы ФПС растут на 30-40 % и с 1 июня их опять готовятся повысить! Такая политика российских почтовиков, отметил И.Морозов, абсолютно противоречит взятому курсу на развитие медийного рынка и единого информационного пространства на территории России. Дмитрий Мезенцев попросил учесть эту позицию сенаторов при дальнейшей доработке Концепции развития рынка почтовых услуг.



Свое мнение относительно необходимой доработки Концепции высказали замминистра по антимонопольной политике Анатолий Голомзин и руководитель департамента МЭРТ Вячеслав Кравченко. Министерство по антимонопольной политике согласовало концепцию, сообщил Анатолий Голомзин, но с рядом замечаний и предложений. Концепция, по его мнению, прежде всего, должна четко заявить - во что трансформируется почта, как будут работать сетевые подразделения, каков их статус и требования к качеству услуг. Существующая система ФПС должна быть усовершенствована, преобразована, но ни в коем случае речь не должна идти о создании нового монополиста, подчеркнул он и предложил членам Комиссии после доработки Концепции провести еще одно обсуждение этого вопроса.

Подводя итоги дискуссии, Дмитрий Мезенцев напомнил об особом значении почтовой связи для Российской Федерации с ее просторами и удаленностью от магистральных транспортных путей многих территорий: “Синий почтовый ящик с гербом РФ должен стать не только символом, но и объединяющим фактором для всех граждан страны”.



* * *



В соответствии с повесткой дня заседания Комиссии СФ по информационной политике сенаторы рассмотрели ряд других вопросов.



Подведены итоги Уральского информационного форума, прошедшего 19-21 марта 2003 года в Челябинске. Вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин отметил широкий резонанс в центральных СМИ Уральского информационного форума и назвал его “стартовой площадкой” для обкатки новых идей в сфере информации. А.Торшин предложил проводить информационные форумы регулярно, как в Москве, так и в субъектах РФ. Член оргкомитета форума, заместитель председателя Комиссии СФ Евгений Елисеев отметил, что челябинский опыт будет полезен при организации последующих форумов, определении круга вопросов для пленарного и секционных заседаний. В качестве пожелания на будущее, он предложил приглашать представителей мировых СМИ.



Заместитель председателя Комиссии СФ Сергей Анохин представил коллегам законопроект о внесении изменений в ряд федеральных законов для приведения их в соответствие с ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и праве на участие в референдумах граждан РФ”, прошедший первое чтение в Государственной Думе. Поправки в профильный комитет Государственной Думы должны быть направлены до 21 апреля 2003 года, сообщил он, что делает крайне затруднительным тщательный анализ данного документа. Члены Комиссии СФ Сергей Щеблыгин и Виктор Игнатов обратили внимание на наличие ряда очевидных претензий к закону, как по существу, так и в части юридической чистоты документа. Сергей Щеблыгин обратил внимание, что авторство принадлежит Центризбиркому, и предложил направить законопроект на экспертизу в правовое управление СФ. Виктор Игнатов сообщил, что Комитет СФ по конституционному законодательству уже сформулировал свои поправки к закону, но кардинально изменить этот документ за неделю до второго чтения уже не представляется возможным. В то же время ряд предлагаемых изменений (введение нового порядка аннулирования лицензий на вещание, регулятивные нормы для СМИ в регионах и др.) трудно связать с необходимостью реализации норм нового избирательного законодательства, считает В.Игнатов. Замечаний при обсуждении закона Комитетом СФ по конституционному законодательству поступило так много, что стенограмма обсуждения была направлена для ознакомления авторам законопроекта - в ЦИК, сообщил он.



Представитель Президента в Совете Федерации Вячеслав Хижняков призвал членов Комиссии конструктивно поработать над законопроектом в процессе его прохождения через Государственную Думу. Члены Комиссии СФ поддержали предложение Дмитрия Мезенцева провести расширенное заседание Комиссии Совета Федерации совместно с Комитетом СФ по конституционному законодательству с приглашением представителей ЦИК и Индустриального комитета Российского МедиаСоюза.



ПРЕСС-СЛУЖБА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ


9 Апрель 2003 г., среда
9 апреля 2003 года в Совете Федерации состоялось 107-е заседание Совета Федерации.

СТО СЕДЬМОЕ заседание Совета Федерации


ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ


Одобрены изменения и дополнения в статью 12 ФЗ «Об актах гражданского состояния», расширяющие перечень органов, которым предоставляются сведения о государственной регистрации смерти. Докладчик – председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валентина Петренко. В этот перечень, пояснила она, включен Фонд социального страхования РФ, что необходимо для своевременного прекращения страховых выплат в случае смерти получателя. Закон был рассмотрен и принят Госдумой, как сообщил докладчик, по инициативе Самарской областной Думы.

Обязанность сообщать о смерти гражданина в Фонд социального страхования данным законом возлагается на руководителя органа записи актов гражданского состояния.

Закон одобрен и направлен на подпись Президенту РФ.



Одобрены изменения и дополнения в ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Докладчик – председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валентина Петренко сообщила, что целесообразность принятия закона обусловлена необходимостью урегулирования отношений между Фондом соцстраха РФ, страхователями и банками в процессе осуществления обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Определены обязанности сторон – по своевременной и полной уплате страховых взносов, по исполнению банками поручений о перечислении средств обязательного социального страхования. В тексте данного закона, подчеркнула В.Петренко, учтена поправка Комитета Совета Федерации о законодательном установлении даты уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.



Закон повышает ответственность страхователей при нарушении им обязанностей по своевременной регистрации в качестве страхователя у страховщика – Фонда соцстраха. Попросил уточнить нюансы привлечения к административной ответственности страхователей, механизм на практике и соответствие Кодексу административных правонарушений, сенатор Дмитрий Бедняков. Он считает, что закон работать не будет по причине чрезмерно жесткой позиции по отношению к страхователю и не обоснованно широких полномочий у судебных приставов. Д.Бедняков предложил отклонить закон и создать согласительную комиссию.



В.Петренко считает, что строгость административных норм в отношении работодателей вполне обоснована, так как речь идет о защите граждан, получивших травму или профзаболевание на производстве. Ряд сенаторов – Петр Волостригов, Анатолий Васьков – попросили коллег поддержать этот закон и позицию Комитета Совета Федерации по социальной политике.



Заместитель главы Фонда соцстраха РФ Виталий Линник попросил от имени Правительства РФ поддержать данный закон, соответствующий налоговому законодательству. Он признал, что необходимы соответствующие изменения в Административный кодекс, над которыми уже идет работа в Фонде соцстраха. В ближайшее время в Правительство РФ внесет в Госдуму этот законопроект.

Закон одобрен 122 голосами, против проголосовали 8 членов Совета Федерации. Документ направлен на подпись Президенту РФ.



* * *



ПАРЛАМЕНТСКИЙ ЗАПРОС СЕНАТОРОВ МИХАИЛУ КАСЬЯНОВУ О СИТУАЦИИ В РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОМ КОМПЛЕКСЕ



9 апреля 2003 года в Совете Федерации на 107 заседании палаты принят парламентский запрос Председателю Правительства РФ Михаилу Касьянову в связи ситуацией, сложившейся в отечественном рыбохозяйственном комплексе.



Совет Федерации неоднократно отмечал неудовлетворительное положение дел, сложившееся в области рыболовства, рационального использования водных биологических ресурсов и управления ими, и вносил предложения, направленные на стабилизацию положения в отечественном рыбохозяйственном комплексе.



В обращении Совета Федерации к Правительству РФ от 13 ноября 2002 года предлагалось: разработать и утвердить в первом квартале 2003 года концепцию государственной политики в области вылова (добычи) водных биологических ресурсов и стратегию развития рыбного хозяйства Российской Федерации до 2010 года, создать трехстороннюю специальную комиссию (Совет Федерации, Госдума и Правительство) в целях рассмотрения всего комплекса вопросов, связанных с законодательным обеспечением функционирования рыбохозяйственного комплекса России, утвердить временное положение о распределении промышленных квот на вылов водных биологических ресурсов, отказаться от практики финансирования отраслевой науки путем выделения квот на вылов водных биологических ресурсов.



Этот документ был оставлен Правительством РФ без внимания, в то же время ситуация в отечественном рыбохозяйственном комплексе продолжает ухудшаться.



Совет Федерации вновь обращается к председателю Правительства РФ и просит проинформировать сенаторов в письменной форме о мерах по решению вопросов, изложенных в Обращении верхней палаты парламента.

В дискуссии по данному постановлению приняли участие члены Совета Федерации Виктор Озеров, Леонид Рокецкий, Николай Кондратенко, Олег Кожемяко и другие.

Рамазан Абдулатипов высказал пожелание определить статус обращений или запросов Совета Федерации к Правительству.



* * *



Совет Федерации одобрил пакет законов Российской Федерации, касающихся морских научных исследований



Совет Федерации рассмотрел и одобрил на своем 107 заседании в среду, 9 апреля 2003 года, пакет принятых 21 марта текущего года Госдумой федеральных законов, касающихся проведения морских научных исследований. Пакет включает в себя законы «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» в части морских научных исследований», «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» в части морских научных исследований», а также о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» в части морских ресурсных исследований и морских научных исследований”.

Эти законы, как отметил председатель Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды Валерий Тихомиров, который представил их палате, были приняты на заседании Госдумы 21 марта 2003 года.

Подготовлены они в связи с необходимостью приведения действующих федеральных законов в соответствие с конвенцией ООН по морскому праву 1982 года, а также отдельных положений ряда других законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ по этой проблеме с учетом практики их применения.

Так, одним из основных положений первого из пакета одобренных законов является предоставление Правительству РФ права установления правил морских научных исследований. А закон о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О континентальном шельфе Российской Федерации” направлен на уточнение их норм.



ПРЕСС-СЛУЖБА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ


1 Апрель 2003 г., вторник
1 апреля 2003 года в Совете Федерации Комиссия Совета Федерации по информационной политике проводит совещание по вопросам деятельности комиссии



© 2002 Пресс-служба Е.А.Елисеева
© 2002 Центр внедрения специализированных систем