Елисеев Евгений Александрович  
 

Архив Новостей


Апрель 2004 г.     
30 Апрель 2004 г., пятница
Реформирование Совета Федерации: нужна золотая середина

Евгений Александрович Елиссев представляет в Совете Федерации Федерального Собрания России Правительство Челябинской области. Доктор экономических наук, автор многих научных трудов, он возглавляет в верхней палате подкомитет подкомитет по таможенно-тарифному регулированию и внешнеэкономической деятельности. Внешнеэкономическая деятельность представляет в наше время, пожалуй, важнейшее сферу экономики России в целом, поэтому и ведающий этим направлением подкомитет имеет большое значение. Однако Евгений Александрович отнюдь не замыкается только на это стороне своей работы. Его обязанности гораздо шире и многограннее. Ему необходимо иметь свое мнение по очень широкому кругу вопросов, находящихся в ведении Совета Федерации. Вот и на это раз тема интервью касается вопросов политического характера, точнее, вопросов более рационального государственного устройства.

- Евгений Александрович, расскажите немного о работе Совета Федерации в целом и о работе в нем представителей Челябинской области.
Елисеев: Совет Федерации является верхней палатой Федерального Собрания. Если нижняя палата, Государственная Дума, представляет население территорий и политические партии, пользующиеся наибольшей поддержкой населения, то верхняя представляет органы власти субъектов Федерации. В сущности, через верхнюю палату также представлено население, потому что именно оно избирает органы власти на местах, но здесь представительство носит иной характер. Ведь кроме общенациональных интересов существуют еще интересы населения отдельных регионов, которые тоже необходимо защищать. Такое устройство существует во всех крупных государствах мира и прошло проверку временем.
Совет Федерации, как правило, не вырабатывает новых законов. Этим занимается Государственная Дума. Мы со своей стороны либо одобряем новый закон в целом, либо отклоняем его и отправляем в Государственную Думу на доработку. Чтобы действовать более согласовано с нашими коллегами в нижней палате, мы создаем с ними вместе согласительную комиссию, где высказываем наши претензии и пожелания. При утверждении новых законов члены Совета Федерации исходят, прежде всего, из интересов представляемых ими регионов, а также из интересов России как федеративного государства. После одобрения Советом Федерации закон передается на подпись Президенту. Но исходит в своих решениях он уже из соображений высших интересов страны, часть которых может быть неизвестна даже нам. И все же мнение представителей регионов имеет большое значение и при окончательном утверждении законодательного акта президентом. Так осуществляется один из основополагающих принципов демократии: государство управляется через согласование самых разнообразных интересов большинства своих граждан.
Челябинских членов Совета Федерации два. Мой коллега представляющий Законодательное Собрание Челябинской области Владислав Жиганов.

- Евгений Александрович, с самого момента принятия новой Конституции Российской Федерации в 1993 году не прекращаются споры на тему о реформировании Совета Федерации и всего федеративного устройства страны. А каково ваше мнение по этому поводу?
Елисеев: Может быть, вопросы устройства Совета Федерации в данный момент и не являются приоритетными. Самыми важными сейчас являются неотложные меры по повышению уровня жизни людей, для чего и взят курс на удвоение Валового внутреннего продукта России в ближайшие 10 лет. Но нам нужно не только удвоение само по себе. И нам нужно не просто удвоение, а еще и изменение качества роста ВВП. Важно, чтобы рост осуществлялся за счет наукоемких производств. И это немалая работа.
Однако определенные изменения в работе высших органов законодательной власти могут только помочь главному делу. Брак при законотворчестве, о котором я говорил выше, во многом определяется недостатками в формировании принятия решений. А формирование решений во многом зависит от устройства принимающего их органа.
Я считаю, что порядок формирования Совета Федерации нуждается в постепенном изменении. Точнее нуждается в изменении порядок голосования. Регионы, обладающие большим населением и большим экономическим потенциалом, вносящие больший вклад в федеральный бюджет, должны иметь и больший вес при принятии решений в Совете Федерации. Некоторые субъекты федерации имеют всего 70 тыс. населения, но они обладают теми же правами, что и такой регион, как Челябинская область почти с четырьмя млн. или Москва с десятью миллионами населения. Есть мировой опыт, согласно которому более крупные субъекты федеративных государств могут иметь больше голосов (до шести), в то время как более мелкие имеют по два. Таким образом, уравновешиваются интересы населения тех или иных регионов.

- Но это потребует изменения Конституции?
Елиссеев: Конституция – это основной закон страны. И, конечно, без особой надобности менять ее не стоит. Однако, Российская Федерация как государство еще достаточно молода. Мы пока еще находимся, фактически, в стадии формирования. И определенные недостатки, в том числе и в Конституции, несомненно, есть. И они исправляются. Так был изменен, например, порядок представительства в Совете Федерации. Не так давно в нем заседали лично главы субъектов Федерации и главы региональных законодательных органов. Теперь же в нем заседают всего лишь их представители. Пошло ли это на пользу дела? Судите сами. Если раньше этот орган собирался от случая к случаю, а сессии проходили в ускоренном режиме, потому что у глав региональной и законодательной и исполнительной власти невпроворот дел было непосредственно на их рабочих местах, то теперь работа в Совете Федерации идет на постоянной, регулярной основе. При этом у глав регионов возможность влиять на принятия решений отнюдь не снизилась.

- Сейчас много говориться о возможности укрупнения регионов. Что вы можете сказать по этому вопросу?
Елиссев: Об этом говорили и говорят очень много. Есть такие политики, которые на этом выстраивают всю свою избирательную платформу. Но толку от этого мало. Слияние регионов вопрос тонкий. Десятилетиями нарабатываются определенные связи, порвать которые и создать новые, безболезненно нельзя. Важное значение имеет национальный вопрос. Россия многонациональная страна, хотя подавляющее большинство в ней составляют русские. У нас есть народы, которые веками компактно проживают на своей традиционной территории. И этого забывать нельзя. Примером того, как надо решать проблему укрупнения субъектов Федерации, является Пермская область. Ее слияние с Коми-Пермяцким автономным округом прошло безболезненно, на основе вполне добровольного согласия населения обоих субъектов. Был проведен референдум. Без такого референдума нельзя. Он нужен в каждом отдельном случае. Ведь каждой из сторон при объединении приходится чем-то поступаться. Кто-то, вставая под руку более сильного соседа, теряет определенную часть своего престижа. А кому-то приходится пожертвовать частью своего благосостояния, чтобы помочь более слабому соседу.

- Но в принципе Вы за укрупнение регионов?
Елисеев: Это вопрос денег. Регион имеет право на собственное правительство тогда, когда он сам может его содержать. У нас есть регионы, которые полностью живут на дотации из центра. В том же Коми-Пермяцком округе вообще не было ни одного небюджетного рабочего места. Представьте себе весь аппарат управления, который есть, хотя бы в нашей области. И такой же аппарат в полном объеме содержит территория с несколькими десятками тысяч жителей. Даже более того. Чем беднее такой субъект, тем более солидные офисы представительств имеет он в Москве. Еще бы! Москва является единственным источником его существования. Так быть, конечно, не должно.

- Евгений Александрович, а что Вы можете сказать о планах расформирования Курганской области и о разделе ее между тремя соседними регионами? Говорят, что Свердловская область и одна не прочь полностью взять себе курганцев? А ведь когда-то Курганская область была частью Челябинской.
Елисеев: Боюсь показаться однообразным, но я снова повторюсь, что проблема должна быть решена на основе добровольного решения самого населения. Необходимо спросить самих курганцев, чего они хотят. И если они сочтут, что содержание аппарата субъекта Федерации им не по карману, то они могут выбрать, к кому им присоединиться. Надо посмотреть, с каким регионом есть экономические связи, куда влекут экономические перспективы. Немаловажно, и то, как к этому отнесутся там, куда хочется попасть. И не забывайте, что есть еще высшие интересы государства в целом, гарантом соблюдения которых является сам президент.

- Но обсуждать-то подобные предложения можно?
Елисеев: Конечно, ведь мы живем в свободной стране.


Записал А.В.Козинский


29 Апрель 2004 г., четверг
Совет Федерации ужесточил санкции за нарушение режима пребывания в России

Совет Федерации одобрил поправки к одной из статей Кодекса РФ об административных правонарушениях. Установленные законодателями нормы направлены на усиление административной ответственности за нарушение иностранными гражданами и лицами без гражданства режима пребывания в Российской Федерации. Принятым законом увеличивается размер штрафов для иностранных граждан и лиц без гражданства за несоблюдение ими установленного порядка регистрации, передвижения и выбора места жительства, а также правил транзитного проезда через территорию России. Одобренные парламентариями изменения в Кодекс повышают размер административного штрафа: вместо установленной ранее суммы санкций от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда /МРОТ/ вводятся новые - от десяти до пятнадцати МРОТ.
Поправки, отмечалось в ходе обсуждения, призваны способствовать усилению государственного контроля за процессами миграции и сокращению количества нелегальных мигрантов. Все эти меры направлены на улучшение криминогенной обстановки в субъектах РФ, особенно страдающих от незаконной миграции, и снижение роста напряженности в российском обществе. В конечном счете, подчеркивалось в выступлениях, предпринимаемые шаги будут содействовать достижению социально-политической стабильности на территории нашего государства.
Закон одобрен 117 голосами членов палаты.


29 Апрель 2004 г., четверг
Ветераны

28 апреля 2004 года на 125-м заседании Совета Федерации был одобрен ФЗ «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О ветеранах». Докладчик - член Комитета СФ Евгений Трофимов пояснила цель закона – распространить меры социальной защиты, предусмотренные для участников Великой Отечественной Войны, на ряд категорий граждан.
Согласно вносимому изменению в статью 2 ФЗ «О ветеранах», статус участника ВОВ и меры социальной защиты распространяются на граждан, награжденных медалью «За оборону Ленинграда», а также на инвалидов с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период ВОВ 1941-1945 годов. Предполагается распространить на указанных граждан право получения двух пенсий – по инвалидности и трудовой пенсии по старости. Медалью «За оборону Ленинграда» награждались школьники и студенты, учащиеся ремесленных училищ и школ ФЗО, выполнявшие в период блокады Ленинграда оборонные заказы, что подтвердить документально сегодня крайне трудно из-за неполноты архивных данных. Для реализации закона потребуются дополнительно ежегодно 525,6 млн. рублей из федерального бюджета. Закон одобрен абсолютным большинством голосов.


29 Апрель 2004 г., четверг
В рамках «правительственного часа» на своем 125-м заседании 28 апреля Совет Федерации рассмотрел основные направления реализации государственной научно-технической политики.

С информацией по этому вопросу выступил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. Высоко оценив научно-технический потенциал России, которой «в наследство от СССР достался уникальный научно-технический комплекс», министр вместе с тем выразил сожаление, что в настоящее время «с использованием интеллектуального потенциала в стране не все в порядке». Сейчас необходимо перейти «от психологии сохранения этого анучно-технического комплекса к психологии его развития», считает А.Фурсенко. Он констатировал, что рассчитывать только на бюджетное финансирование науки пока не приходится. Несмотря на это, в 2003 году только на поддержку молодых ученых из бюджета было направлено около 400 миллионов рублей и 1,2 млрд. рублей – на развитие и поддержание материально-технической базы науки.
Докладчик остановился на основных направлениях повышения эффективности научных исследований. В частности, он высказался за сокращение научно-исследовательских проектов и «жесткий отбор прорывных научных направлений», что позволит сконцентрировать выделяемые науке средства.Говоря о государственном регулировании развития науки и технологий, А.Фурсенко заявил, что государство «не должно управлять всеми научными направлениями, но и не имеет права отказываться от этого управления». Министр отметил, что в последние годы отток научных кадров в РФ прекратился, наоборот, увеличился приток молодых кадров в научно-исследовательские учреждения.


29 Апрель 2004 г., четверг
Пенсии госслужащих

28 апреля 2004 года на 125-м заседании Совет Федерации одобрил поправки в статьи 14, 21 и 25 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». Закон принят для повышения уровня пенсионного обеспечения федеральных госслужащих, проживающих в районах, где установлены территориальные коэффициенты к заработной плате. Существовавшее ранее ограничение размера пенсии госслужащего, исходя из должностного оклада кратностью 1,8, не позволяло учитывать районные коэффициенты. Теперь этот показатель увеличен до 2,3 и расчет размера пенсий за выслугу лет для госслужащих будет осуществляться с учетом соответствующего районного коэффициента.
Совершенствуется в соответствие с поправками также весь механизм индексации размеров пенсий за выслугу лет федеральных государственных служащих. Финансирование данного закона потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. Закон находился на рассмотрении в Федеральном Собрании с 2002 года.
Виктор Степанов, Валерий Быков, Вячеслав Попов и Петр Волостригов не согласились с положением закона о том, что пенсионеры – бывшие госслужащие, покинувшие районированные территории и выехавшие для проживания на материк, будут получать пенсию без коэффициента. Такое положение дел, по мнению В.Быкова, нарушает Конституцию РФ, заставляя пенсионеров оставаться жить в сложных для проживания районах. «Мы заставляем людей осложнять их собственную жизнь, не даем пенсионерам выезжать в лучшие климатические условия», - отметил П.Волостригов. Следующим шагом может стать лишение военных пенсионных льгот, высказал свою точку зрения В.Быков и предложил отклонить этот закон с созданием согласительной комиссии. Как сообщил представитель Правительства, лишение надбавок к пенсиям при выезде на материк соответствует общему порядку пенсионного обеспечения в России.
Владимир Кулаков подчеркнул положительное значение данного закона для повышения социального обеспечения лиц, работающих на Крайнем Севере. «Это не первый закон, который мы принимаем в последнее время в данном направлении, - сказал он, - и надо идти дальше, распространяя пенсионные надбавки на тех, кто покидает после выхода на пенсию районированные территории».
Закон поддержан 116-ю голосами, одобрен Советом Федерации и направлен на подпись Президенту РФ.


28 Апрель 2004 г., среда
Сенаторы одобрили новые налоги для нефтяных компаний

Увеличить налоговую нагрузку на нефтедобывающую отрасль путем изменения расчета ставки налога на добычу полезных ископаемых и изменения экспортных таможенных пошлин решили 28 апреля 2004 года российские сенаторы. На 125-м пленарном заседании они одобрили изменения в закон “О таможенном тарифе”, в налоговый кодекс и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации.
Евгений Елисеев, член Совета Федерации от Челябинской области:
- Совет Федераций сегодня рассмотрел закон, который устанавливает дополнительные
рентные платежи при продаже нефти за рубеж. Установлена четырехступенчатая шкала, которая позволяет при высоких ценах на нефть, а они действительно таковые, взимать пошлины на нефть и направлять средства в объеме порядка 150-170 миллионов долларов в месяц в стабилизационный фонд для выполнения правительством социальных программ. А также устанавливает новую ставку налога на добычу полезных ископаемых в размере 400 рублей за одну тонну. …Мы сегодня же отправим закон на подпись Президенту.



26 Апрель 2004 г., понедельник
На заседании Комиссии СФ по взаимодействию со Счетной палатой РФ рассматривался вопрос об эффективности механизма государственных закупочных интервенций на зерновом рынке.

Механизм закупочных интервенций должен быть самым серьезным образом скорректирован, считают члены Комиссии. «Жаль, что при проведении технических операций на зерновом рынке возникли серьезные сбои», - констатировал председатель Комитета СФ по бюджету Евгений Бушмин. С информацией о нарушениях, выявленных Счетной палатой РФ, при проверке целевого использования средств, привлеченных под государственные гарантии для закупки зерна (зерновых интервенций), выступил на заседании Комиссии аудитор Счетной палаты Александр Назаров. Согласно его данным, на интервенции в 2002-03 годах было выделено под гарантии государства из кредитных ресурсов Сбербанка России 2 703,8 млн.рублей (из запланированных 6 млрд.рублей), что составило 45%. Соответственно, на хранение принято 1 558,2 тысяч тонн зерна – 55% от заключенных договоров на его поставку. «Большая часть договоров не исполнена, - отметил А.Назаров, - поставщики не выполняли свои обязательства, в том числе, и по причине отсутствия у них заявленных на биржевых торгах объемов зерна». Действующие вне биржи цены на зерно превышали биржевые показатели и участники нарушали свои договорные обязательства, не поставляя зерно государству. Кроме того, на зерновом рынке нет солидных участников – производителей зерна, поэтому договора по большей части заключались с трейдерами, то есть скупщиками продукции. Говоря обо всех зафиксированных недостатках, А.Назаров предложил направить информационное письмо министру сельского хозяйства Алексею Гордееву, подготовить аналитическую записку о состоянии дел в сельском хозяйстве и в III квартале текущего года провести повторную проверку государственных закупочных интервенций.Содокладчик от Комиссии СФ по взаимодействию со Счетной палатой сенатор Сергей Опенышев сделал однозначный вывод – интервенции не сработали, так как не оказали реального влияния на зерновой рынок. «Средства были выделены очень поздно, когда большая часть зерна у производителей была уже скуплена трейдерами или отдана за долги», - сказал он и предложил аккумулировать средства для проведения интервенций заранее на специальных счетах. Проводить государственные закупки зерна, тем не менее, необходим, уверен С.Опенышев: «Без участия государства ни о каком балансе интересов участников зернового рынка говорить нельзя».


23 Апрель 2004 г., пятница
В Калининграде завершил работу Информационный международный форум под эгидой Совета Федерации «Россия и Европа: информационное сотрудничество в условиях глобализации».

«Информационный международный форум стал новым реальным шагом в развитии европейского межпарламентского диалога и подтвердил реальные перспективы взаимодействия парламентов наших стран в информационной сфере», - заявил председатель СФ Сергей Миронов, подводя итоги Форума, в котором приняли участие, помимо России, Белоруссия, Литва, Польша, Финляндия и Германия.
В рамках Форума состоялись два пленарных заседания и три тематических заседания по секциям. Председательствовали на заседаниях секций вице-спикер СФ и глава Комиссии по информационной политике Дмитрий Мезенцев и его заместители Сергей Анохин и Евгений Елисеев.

Е.Елисеев: - Здесь были рассмотрены самые актуальные вопросы развития информационного пространства России и его эксклава – Калининградской области, который с 1 мая окажется среди стран вошедших в Европейское сообщество.
В рамках трех «круглых столов» мы обсудили очень интересные темы. К примеру, первый «круглый стол» рассмотрел тему, связанную с межпарламентским сотрудничеством. И здесь было сформулировано предложение о том, чтобы сделать информационные форумы ежегодными. Мы договорились провести следующий информационный международный форум в 2005 году, в Литве, в Вильнюсе, для того, чтобы рассмотреть возможности интеграции Прибалтийских стран с Калининградом и с Российской Федерацией в целом.
На втором «круглом столе» также был рассмотрен очень интересный круг вопросов, связанный с формированием образа России за рубежом. Здесь мы услышали мнение наших коллег-парламентариев, узнали об их восприятии российской действительности зарубежем: как нас воспринимают наши соотечественники, живущие там, какими мы представляемся иностранцам, что они знают о нашей реальной жизни? Мы извлекли для себя массу уроков и выводов, которые в общем можно сформулировать несколькими словами: нам нужно по иному, более качественно строить работу СМИ, улучшать взаимодействие государства и медийного сообщества, так организовывать взаимодействие государства, общества и бизнеса, чтобы оно было понятным и прозрачным.
На третьем «круглом столе», который возглавлял я, мы оценили состояние и развитие инфраструктуры информационного общества. В широком плане речь шла о развитии транспортных коммуникаций, транспортного сообщения Калининграда, Прибалтийских государств, Польши, Германии с субъектами Российской Федерации. Были рассмотрены вопросы развития телекоммуникаций, возможности получения и распространения сигнала федеральных телевизионных и радиоканалов, распространения газет и журналов. Это очень важно для наших соотечественников, живущих в Калининградской области, Прибалтийских республиках, в станах Восточной Европы и Федеративной Республике Германии.
Все эти темы имеют самое непосредственное отношение к интересам России. Мы напрямую получаем соседство со странами ЕС. Нам очень важно увидеть и не упустить в этом процессе реализацию собственных возможностей, с тем, чтобы качество жизни россиян соответствовало тем стандартам, которые сегодня задают страны, входящие в Европейское сообщество.


22 Апрель 2004 г., четверг
Совет Федераций одобрил Договор между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, а также Договор между РФ и Украиной о российско-украинской государственной границе.

22 апреля на своем 124-м (внеочередном) заседании Совет Федерации одобрил федеральные законы «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Украиной о российско-украинской государственной границе» (за – 130 голосов, против – 1, воздержавшихся нет) и «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива» (за – 131, против и воздержавшихся нет).
Эти законы были приняты Государственной Думой Федерального Собрания РФ 20 апреля 2004 года. С докладом по обеим вопросам повестки дня заседания выступил председатель Комитета СФ по делам Содружества Независимых Государств Вадим Густов. Договор между РФ и Украиной о российско-украинской границе подписан в г. Киеве 28 января 2003 года. Он является базовым документом, определяющим линию прохождения госграницы между двумя государствами на ее сухопутном участке, включая реки и озера, а также принципиальный подход в решении вопросов, связанных с Черным и Азовским морями и Керченским проливом. Линия прохождения государственной границы обозначена на географических картах в результате совместной работы по делимитации границы, проделанной российской и украинской комиссиями по делимитации.
Договор между РФ и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива подписан в г. Керчи 24 декабря 2003 года. Он фиксирует такие важные для России положения, как закрепление за акваторией исторически сложившегося статуса внутренних вод России и Украины, запрещение на заход в Азовское море и Керченский пролив без обоюдного согласия России и Украины военных кораблей третьих стран, признание необходимости сохранения акватории как целостного хозяйственного и природного комплекса, используемого в интересах РФ и Украины и другие.
На заседании палаты выступил министр иностранных дел России Сергей Лавров.


22 Апрель 2004 г., четверг
Совет Федераций ратифицировал соглашение о едином экономическом пространстве

22 апреля 2004 года на внеочередном 124-м заседании Совета Федерации было ратифицировано Соглашение о формировании Единого экономического пространства. Сенаторы отметили целесообразность и актуальность координацию нормативно-правовой базы России, Беларуси, Казахстана и Украины в сфере экономики.
Докладчик – председатель Комитета СФ по делам СНГ Вадим Густов напомнил, что 19 сентября прошлого года на встрече в Ялте четырьмя странами СНГ – Россией, Беларусью, Казахстаном и Украиной были подписаны основополагающие документы: Соглашение о формировании единого экономического пространства (ЕЭП), Концепция формирования и комплекс основных мер по его формированию. Задача этих документов, как подчеркнул глава СФ Сергей Миронов, - гармонизация законодательств наших стран, подписавших соглашение, в той мере, в какой это необходимо для функционирования единого экономического пространства, включая торговую и конкурентную политику.
Соглашение определяет основные принципы и базовые положения формирования ЕЭП, создает условия для стабильного и эффективного развития экономик стран – участников Соглашения. Концепцией формирования ЕЭП предусматривается делегирование государствами – участниками Соглашения части своих полномочий учреждаемому ими единому регулирующему органу – Комиссии, где количество голосов пропорционально экономическому потенциалу каждой страны.
Соглашение о формировании Единого экономического пространства и Концепция ратифицированы единогласно – 131 голос в поддержку этих документов.

Е.Елисеев: - Это очень важное соглашение. Главы государств еще в сентябре 2003 года, решили узаконить единое экономическое пространство для четырех государств. Что это дает, к примеру, для Челябинской области. Для металлургического комплекса, который является системообразующей отраслью для нашего региона, это возможность более эффективно, на законном основании, использовать сырьевого потенциала Казахстана. Для предприятий, выпускающих металлургическую продукцию, таких как Трубопрокатный завод, это и более тесные, и достаточно прозрачные взаимоотношения с подобными предприятиями на рынке трубной продукции. А в целом для граждан четырех государств: России, Украины, Белоруссии и Казахстана, - это возможности использования рынка соседей, это создание рабочих мест, это восстановление тех связей, которые в свое время существовали между союзными республиками бывшего СССР.


21 Апрель 2004 г., среда
В Калининграде открылся Информационный международный форум «Россия и Европа: информационное сотрудничество в условиях глобализации».

В его работе принимают участие руководители органов государственной власти Российской Федерации, парламентарии, руководители российского медиа-сообщества, гости из Белоруссии, Польши, Германии, Литвы и Финляндии. С докладом перед участниками Форума выступил Председатель СФ Сергей Миронов. Он, в частности, сказал, что законодательное обеспечение деятельности отечественных СМИ должно соответствовать современным европейским тенденциям. По его мнению, особое внимание необходимо уделять и вопросам формирования положительного образа нашей страны за рубежом. Председатель СФ подчеркнул важность формирования информационного общества для противостояния мировому терроризму. «Мы должны сделать все, чтобы информационные сети не использовались террористами в своих целях», - заявил С.Миронов.
В рамках Форума пройдут дискуссии по следующим темам: «Европейское информационное пространство - межпарламентское сотрудничество», «Образ России – новый взгляд», «Информационное общество: инфраструктура развития».



20 Апрель 2004 г., вторник
21 апреля в Калининграде пройдет Информационный международный форум «Россия и Европа: информационное сотрудничество в условиях глобализации».

Откроет форум и выступит с докладом Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М.Миронов. С докладами также выступят: полномочный представитель Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе И.И.Клебанов, глава администрации Калиниградской области В.Г.Егоров, руководитель Агентства Российской Федерации по печати и массовым коммуникациям М.В.Сеславинский, президент российского Медиа-союза А.М.Любимов.
Затем будут проведены три «круглых стола»: «Европейское информационное пространство – межпарламентское сотрудничество» под руководством заместителя председателя СФ Д.Ф.Мезенцева, «Образ России – новый взгляд» - руководитель член СФ С.В.Анохон, «Информационное общество: инфраструктура развития» - руководитель член СФ Е.А.Елисеев.
В работе Информационного международного форума примут участие парламентские делегации Литвы, Белоруссии, Польши, Германии. Россию представят члены Совета Федерации, руководители федеральных органов исполнительной власти, представители науки, общественных организаций, бизнеса, средств массовой информации.


20 Апрель 2004 г., вторник
Общение с Михаилом Фрадковым началось с обсуждения проблем металлургов и оборонщиков.

В ходе Правительственного часа на прошедшем 123-м заседании Совета Федераций Евгений Елисеев обратился к Председателю Правительства Российской Федерации с двумя вопросами. Первый вопрос касается проблем деятельности предприятий металлургического комплекса.
Е.Елисеев: - Очень важно как Правительство планирует применять количественные ограничения административного характера. Иными словами, как Правительство будет защищать с помощью квот наших металлургов от негативного влияния мирового рынка в сырьевом секторе экономики. Соответствующее обращение уже направил губернатор Челябинской области П.И.Сумин, и сейчас в Правительстве идет рассмотрение наших обращений. Я думаю, что и в рамках мер по созданию единого экономического пространства с Казахстаном, и в рамках мер по регулированию сырьевого сектора в России будут приняты защитные меры по количественному ограничению поставок кокса и другого сырья на экспорт.
Второе обращение содержит предложение по улучшению работы Государственного ракетного центра КБ им.Макеева.
Е.Елисеев: - Речь идет об осуществлении проекта по запуску космических аппаратов «Воздушный старт». В двух словах этот проект позволяет существенно улучшить деятельность нашего предприятия, повысить обороноспособность страны и уменьшить стоимость запуска ракет, производимых в ГРЦ. В Правительстве с пониманием отнеслись к этому вопросу, и сейчас готовятся документы, которые позволят реализовать проект «Воздушный старт».


19 Апрель 2004 г., понедельник
Председатель подкомитета таможенно-тарифного регулирования и внешнеэкономической деятельности бюджетного комитета Совета Федераций Евгений Елисеев принял участие в международной конференции стран СНГ.

15 апреля в Санкт-Петербурге прошла международная парламентская конференция стран четверки: Белоруссии, Казахстана, России и Украины, – «Проблемы развития единого экономического пространства». Участники конференции рассмотрели актуальные вопросы реализации соглашения «О едином экономическом пространстве», подписанного президентами этих стран в сентябре 2003 года. Стоит отметить, что доля взаимного внешнеторгового обмена между странами СНГ в их суммарном внешнеторговом обороте в 90-м году составляла около 70 процентов, а сейчас упала примерно до 20 процентов. В ближайшее время необходимо повысить степень взаимовыгодного сотрудничества. При этом нельзя надеяться, что рыночные механизмы сами по себе смогут выявить и реализовать такие возможности. Данная проблема может быть решена при условии активного государственного регулирования общего рынка стран единого экономического пространства.
Е.Елисеев: - Впервые участниками конференции было предложено техническое задание по реализации основных мер для формирования этого пространства. В их числе профессионально сформулированы требования по решению проблем таможенно-тарифной политики, применению количественных ограничений административного характера (эта тема непосредственно касается работы металлургического комплекса Челябинской области), применения специальных защитных и антидемпинговых мер во внешней торговле (это вопросы поставки сырья для нашей металлургии), вопросов технических барьеров в торговле, вопросов таможенного регистрирования и целый комплекс других мероприятий, которые касаются развития единого экономического пространства на территории наших стран. Фактически идет создание модельного Таможенного Кодекса, первого общего документа стран четверки. Такой приоритет оправдан и необходим, без единой таможенной зоны не может быть единого экономического пространства.


16 Апрель 2004 г., пятница
13 апреля комиссия СФ по информационной политике рассмотрела вопрос «Нормативно- правовая база развития сети Интернет в России. Состояние и перспективы».

Впервые за 10 лет существования домена «.ru» на подобном уровне обсуждалось развитие Интернета в нашей стране. Это было живое, непосредственное общение парламентариев и ярких личностей, которые стояли у истоков создания домена «.ru», которые создают самые красивые, интересные, содержательные российские сайты и в, конечном итоге, продвигают российское информационное пространство.
Е.Елисеев: - Были рассмотрены региональные аспекты развития Интернета. Относительно общероссийского уровня, динамика, качественные и количественные показатели развития сети в Челябинской области выглядят внушительно. Если говорить в целом о состоянии «мировой паутины» в Российской Федерации, то уже сейчас требуется более активное участие государства по развитию инфраструктуры, потому что без развития инфраструктуры развитие Интернета вообще не возможно. Требуется развитие рынка, оказываемых услуг, пора переходить от доминантного положения по наращиванию объемов продаж компьютерной техники к увеличению объема оказываемых услуг и увеличения производства программных продуктов. Узким местом остается законодательство по поводу свободы слова и появления информации, которая оскорбляет честь и достоинство граждан, наносит вред репутации юридическим лицам. К счастью обсуждение этого вопроса не свелось к тому, чтобы «не пущать», запрещать или ограничивать. Вопрос находится в плоскости законодательного регулирования и стимулирования развития Интернета, в данном случае речь идет о правовой ответственности тех лиц, которые распространяют в сети недобросовестную информацию.
На комиссии было решено создать рабочую группу, которая будет заниматься проблемами совершенствования законодательного регулирования деятельности юридических лиц и граждан в сети Интернет. Руководителем группы назначили сенатора Евгения Елисеева, в состав будут приглашены заинтересованные и авторитетные специалисты и общественные деятели, которые небезразличны к развитию Интернета в России: члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, специалисты федеральных органов исполнительной власти, представители интернет-сообщества, юристы, которые наработали опыт правоприменительной практики в этой сфере.
Е.Елисеев: - В мае группа начнет работу и в течение года будет представлена концепция развития законодательства. Сейчас мы анализируем мировой опыт: США, Китая, Великобритании, Германии, Франции, - законодательного регулирования интернет-пространства, он очень различается. По итогам анализа этого опыта мы на рабочей группе будем склоняться к определению вектора развития российского законодательства, которое на наш взгляд должно быть достаточно либеральным, и в тоже время должно защищать интересы гражданина и организаций от недобросовестной информации.


15 Апрель 2004 г., четверг
Изменения в трудовой кодекс

На 123-м заседании Совета Федерации были внесены изменения в статью 133 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми порядок определения прожиточного уровня будет устанавливаться федеральным законом.


15 Апрель 2004 г., четверг
Выплаты "чернобыльцам" будут индексироваться

Внесение изменений в законы, направленные на социальную защиту граждан, подвергшихся воздействию радиации в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, было инициировано Правительством РФ в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года. Согласно ему некоторые положения действующего законодательства признаны не соответствующими Конституции. Об этом сказала заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Валентина Демина, представляя коллегам новый законопроект на 123 заседании палаты.
Новые нормы отменяют установленные ранее ограничения максимального размера выплат и предусматривает их индексацию в соответствии с уровнем инфляции.
Принявшие участие в обсуждении сенаторы Вячеслав Новиков и Владимир Плотников призвали отклонить проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС», поскольку он, по их мнению, не дает четкого представления о механизме индексации и не проработан.
Член Совета Федерации Виктор Озеров предложил выслушать представителя правительства – заместителя министра по чрезвычайным ситуациям Надежду Герасимову. Та представила необходимые разъяснения и попросила поддержать закон, поскольку его отклонение, по ее мнению, вызовет негативную реакцию инвалидов-«чернобыльцев», а за последние годы судебные решения по их искам составили сотни миллионов рублей.
В поддержку закона выступил и представитель Президента в Совете Федерации Александр Котенков, назвав его «плодом очень большого компромисса». Он также обратил внимание сенаторов на необходимость совершенствования процедуры подготовки законопроектов к рассмотрению на заседании палаты.
В результате 115 голосами было принято решение об одобрении закона.


15 Апрель 2004 г., четверг
Совет Федераций ужесточил ответственность за преступления против общественной и государственной безопасности

До тридцати суток увеличился срок для предъявления обвинения подозреваемым в преступлениях против общественной безопасности, основ конституционного строя и безопасности государства. Совет Федерации одобрил 14 апреля изменения и добавления в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, предусматривающие ужесточение ответственности за терроризм, бандитизм и другие тяжкие общественно значимые преступления.
Сенаторы считают, законодатели вынуждены принимать эти меры, так как подобные преступления очень сложны по своему составу и для их раскрытия требуется больше времени чем предусматривал УПК. Кроме того, необходимо учитывать, что данные деяния, представляющие особую опасность для общества и государства, приобретают в последнее время массовый характер, осложняющий и без того непростую криминогенную обстановку в стране.


15 Апрель 2004 г., четверг
Заслон торговле людьми

Международные конвенции, протоколы и соглашение одобрили к ратификации 14 апреля 2004 года российские сенаторы. На 123-м пленарном заседании Совета Федерации согласился с вступлением в силу Федерального закона “О ратификации Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности и дополняющих ее Протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху и Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказания за нее”. Данная Конвенция вступила в силу 29 сентября 2003 и носит открытый характер. На сегодняшний день ее ратифицировали более 60 государств.
Вторым стал Федеральный закон о ратификации Соглашения между правительствами России и Литвы о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Оно регулирует взаимный допуск капиталовложений инвесторов двух стран на территорию друг друга в соответствии с национальными законодательствами, а также российским и литовским партнерам справедливый режим, создающий равные условия с национальными и другими иностранными инвесторами.
Совет Федерации одобрил также ратификацию конвенций о социальных последствиях новых методов обработки грузов в портах и о технике безопасности и гигиене труда на портовых работах. Эти международные документы направлены на обеспечение безопасности докеров и достойного уровня занятости.


15 Апрель 2004 г., четверг
Учебные центры телохранителей будут вооружаться

Разрешение дополнительно приобретать короткоствольное служебное оружие получат отныне образовательные центры, занимающимся подготовкой частных охранников. Соответствующие изменения в закон “Об оружии” одобрил 14 апреля на 123 пленарном заседании Совет Федерации.
По мнению сенаторов, данная поправка позволит повысить качество подготовки и переподготовки профессиональных телохранителей, повысит их мастерство во владении оружием, необходимым при исполнении служебных обязанностей. В законе учтены замечания и предложения Президента и Правительства Российской Федерации.


15 Апрель 2004 г., четверг
Сенаторы одобрили отсрочки призывникам

Социальную поддержку молодым семьям, материнству и детству оказали 14 апреля 2002 года российские сенаторы. Совет Федерации одобрил на 123-м пленарном заседании изменение в Федеральный закон “О воинской обязанности и военной службе”.
Нововведение предусматривает предоставление отсрочки от призыва на военную службу граждан, имеющих жен со сроком беременности не менее 26 недель. По мнению членов Совета Федерации, данный закон позволит сократить случаи досрочного увольнения с военной службы, чем сэкономить государственные средства, которые расходуются на это, и даст призывным комиссиям более прозрачную законодательную базу для принятия объективных решений об отсрочке от призыва в ВС.
Одновременно сенаторы одобрили изменения еще в четыре Федеральных закона о военной службе. Они касаются службы в армии по контракту. Изменения направлены на законодательное закрепление условий поступления на этот вид военной службы, создание механизмов материального обеспечения и стимулирования, а также социально-правовых гарантий защиты данной категории военнослужащих.
Совет Федерации отметил, что меры, направленные в первую очередь на повышение привлекательности военной службы и повышение боеготовности войск, обеспечены средствами, которые реально есть в бюджете страны.


15 Апрель 2004 г., четверг
Пять задач Правительства России. На 123-м заседании Совета Федерации выступил Михаил Фрадков

В работе заседания Совета Федерации принял участие Председатель Правительства РФ Михаил Фрадков. Он рассказал членам палаты Федерального Собрания о мерах по совершенствованию деятельности Правительства и задачах социально-экономического развития России.
Обращаясь к сенаторам, М.Фрадков, в частности, отметил, что рассчитывает на продуктивный обмен мнениями, чтобы новый состав Правительства смог бы учесть пожелания членов Совета Федерации. «Для нас это очень важно, поскольку перед Правительством Президентом страны поставлены очень серьезные задачи, которые, естественно, в одиночку, мы не в состоянии будем решить». Сейчас, продолжал он, когда формируется социально-экономическая политика нового Кабинета министров и расставляются приоритеты, очень важно учесть мнения людей, которые представляют территории России.
Председатель Правительства высказал некоторые соображения, направленные на достижение поставленной задачи - обеспечить экономический рост и решить проблемы социального обеспечения россиян. Высказанные предложения, добавил М.Фрадков, могли бы положить начало обсуждению предложений, которые готовит Правительство, в том числе на старте работы по формированию бюджета.
Глава Кабинета министров обрисовал социально-экономическую ситуацию в стране.
Достигнутые в последние годы высокие темпы роста, по его словам, не отменяют фундаментального несоответствия возможностей страны и того, что происходит на самом деле. «Мы не можем закрывать глаза на то, что экономика по-прежнему базируется в основном на природных богатствах, созданной в своей основе предшествующими поколениями инфраструктуре и основных фондах», - подчеркнул М.Фрадков. Именно «сидение на сырьевой игле», заявил он, делает российскую экономику неустойчивой, чрезвычайно чувствительной к конъюнктуре мировых сырьевых рынков. В такой экономике, по словам российского премьер-министра, не может быть развития, качественных приращений. «Если не удастся преодолеть сырьевую зависимость, то неизбежно падение темпов роста до 3-4 процентов в год. Такая динамика не только не позволит удвоить ВВП, но и решить неотложные проблемы в социальной сфере, в сферах безопасности, модернизации экономики», - заявил он.
М.Фрадков напомнил о цели, сформулированной Президентом, - это экономический прорыв. По сути, добавил докладчик, речь о форсированном переходе от рентной экономики к экономике развития. «И это должно базироваться на инновациях, человеческом капитале, высоких технологиях, свободном предпринимательстве», - заявил глава Кабинета министров.
В этой связи, по его словам, перед Правительством России стоят пять важнейших задач.
Первая, продолжал он, – решение назревших социальных проблем. «Нельзя забывать, что экономический рост не самоцель, а средство повышения благосостояния людей, которое позволяет раскрывать творческий потенциал каждого человека». Важнейшим на сегодняшний день вопросом в социальной сфере он назвал бедность. «Во многих регионах она приобрела застойные формы, когда годами ничего не меняется. За чертой бедности находятся по официальным данным свыше 20 миллионов российских граждан, главным образом сельское население, бюджетники, пенсионеры, многодетные семьи».
При этом он обратил внимание на то, что само понятие «черта бедности» в России довольно условно. Недостаток доходов, которые необходимы для достижения уровня прожиточного минимума, в минувшем году, заметил М.Фрадков, составил около 230 млрд. рублей. Поэтому, подчеркнул он, требуется решить задачу снижения за три года уровня бедности вдвое, до 10 процентов населения.
Не менее острая, по его словам, проблема – низкий уровень оплаты труда: российский феномен – работающие бедные, люди, которые получают зарплату ниже уровня прожиточного минимума.
Первоочередной шаг для решения этих проблем, и их уже предпринимает Правительство, подчеркнул глава Кабинета, - это снижение базовой ставки единого социального налога до 26 процентов. Это, по его словам, должно стимулировать повышение заработной платы граждан. Он пояснил, что, принимая решение о снижении ставки налога на 10 процентов, «мы не могли не брать в расчет и реальную ситуацию с бюджетом, в том числе не учитывать те потери и дыры, которые в нем образуются». «Налог надо снижать, но делать это будем, исходя из принципа разумной достаточности», - подчеркнул М.Фрадков.
Следующим шагом, продолжал он, является поэтапное приближение минимального размера оплаты труда к прожиточному минимуму, как это предусмотрено действующим законодательством.
Однако главным, заявил Председатель Правительства, является необходимость повышения качества и доступности предоставляемых населению социальных услуг, прежде всего образования и здравоохранения. Но это, по его словам, не означает возврата к бесплатному, «то есть к никакому образованию и здравоохранению». Требуются адекватные новым экономическим условиям механизмы, обратил внимание парламентариев М.Фрадков, и добавил: «В этом смысл реформирования социальной инфраструктуры».
Премьер отметил ключевую роль взаимодействия федерального Правительства с субъектами РФ в рамках проводимого разграничения полномочий при решении поставленных задач. По его словам, нужно выработать такой механизм взаимодействия, чтобы права граждан обеспечивались в полном объеме, независимо от места их проживания.
Глава Правительства остановился на вопросе денежных компенсаций на льготы. В первую очередь, по его мнению, это «вопрос о социальной справедливости в региональном разрезе». Возможности регионов, заявил он, разные, соответственно и цена льгот. Поэтому, продолжал он, было принято решение все максимально перевести в денежную форму, чтобы люди получали то, что положено полноценным рублем без всяких изъятий.
Вторая важнейшая задача Правительства, сообщил его Председатель, – это создание системы управления, которая позволяет эффективно реализовывать стоящие стратегические цели. В этой связи он остановился на двух аспектах проводимой административной реформы.
С одной стороны, сказал он, требуется разгрузить Правительство от лишних функций, передать части из них саморегулируемым организациям, институтам гражданского общества, в том числе предпринимательскому сообществу. При этом должна быть резко повышена ответственность аппарата за реализацию тех функций, которые остаются за исполнительной властью, заявил М.Фрадков.
Другой, не менее важный, по его словам, аспект реформы - создание цели ориентированной системы управления. «Меняется сама идеология управления. Главной становится его проектно-целевая компонента». До сих пор, пояснил он, цели, по сути, выводились из имеющихся ресурсов, тем самым закреплялась инерция сырьевого роста. Для обеспечения экономического прорыва необходим иной подход. В рамках административной реформы необходимо создать целостную систему управленческих технологий которые бы охватывали государственные финансы, инновационные процессы, территориальное развитие, формирование человеческого капитала, обеспечение безопасности жизнедеятельности населения, подчеркнул Председатель Правительства РФ. На решение этой задачи, по его словам, направлена, в частности, концепция реформирования бюджетного процесса, который будет рассматриваться на ближайшем заседании Правительства. Бюджет, заявил он, должен стать инструментом именно такой целенаправленной политики государства.
Третьей задачей, которая стоит перед исполнительной ветвью власти, глава федерального Кабинета министров назвал создание жесткой среды, которая определяла бы конкурентоспособные производства. «Надо постоянно работать над выявлением и реализацией отечественных конкурентных преимуществ. Требуется создать максимально благоприятные условия для развития новых направлений бизнеса, которые бы осваивали качественно новые сферы и ресурсы», - заявил он. Сегодня, по словам М.Фрадкова, барьеры роста связаны как с избыточным вмешательством государства в экономику, так и ограничениями доступа компаний к ресурсам развития: финансовым, кадровым и инновационным.
Важнейшей задачей Правительства его глава назвал ускоренное развитие инфраструктур финансовых рынков, переход на международные стандарты финансовой отчетности, профессионального образования и инноваций, ориентированных на потребности малого и среднего бизнеса. Решая эту проблемы, по его словам, страна будет постепенно приближаться к созданию в России среднего класса.
М.Фрадков остановился на необходимости научиться не только создавать новое, но и избавляться от отжившего, что отягощает экономику. О том, что в стране далеко не все в порядке, по его словам, красноречиво свидетельствуют цифры. «Уровень загрузки производственных мощностей в обрабатывающей промышленности составляет лишь около 50 процентов. При этом средний возраст оборудования в промышленности превышает 20 лет». Но, продолжал он, просто закрыть старые предприятия, отказываясь от допотопных технических решений, власть не имеет права. Слишком уж много с этим увязано, в том числе дополнительные социальные проблемы. Экономика, заявил Председатель Правительства, должна быть в состоянии использовать потенциал высвобожденных ресурсов для новых видов производственной деятельности. Без этого, подчеркнул он, даже внедрение новой техники и открытость внешнему миру могут стать факторами дестабилизации экономики, подорвать возможность ее долговременного развития.
Требуется научиться работать со сбережениями, сказал далее М.Фрадков, - превращать сбережения в инвестиции. «В России сегодня норма национальных сбережений одна из самых высоких в мире – 30 процентов ВВП. А инвестиции, валовые накопления составляют лишь 21 процент ВВП», - проинформировал членов Совета Федерации премьер-министр. Разница в 9 процентов ВВП, по его словам, это чистый кредит, который Россия ежегодно предоставляет остальному миру. «Получается, что, испытывая жесткий недостаток во внутренних инвестициях, Россия активно кредитует экономику других стран». Механизм превращения сбережений в инвестиции, отметил глава Кабинета министров, это и развитие финансовых рынков, и создание условий для доверия рядовых граждан.
Председатель Правительства акцентировал внимание аудитории также на необходимости научиться управлять предпринимательскими инвестиционными рисками. Сегодня именно из-за их высокого уровня капиталовложения до сих пор базируются преимущественно на собственных средствах предприятий: в промышленности они достигают 62 процентов всех инвестиций в основной капитал, а в машиностроении – 80, проиллюстрировал он сказанное.
Из-за высоких рисков падает эффект и от налоговой реформы, продолжал М.Фрадков. «Снижением налогового бремени Правительство отчасти компенсирует риски, связанные с недостаточным развитием современной институциональной среды в стране, создает необходимый простор для развития предпринимательской инициативы». Но в целом, заключил он, такая политика не создает достаточных стимулов для модернизации экономики. Основной путь решения проблемы, подчеркнул глава Правительства, - повышение статуса инвестора, создание эффективной системы обеспечения прав собственности.
Механизм управления рисками требует кардинального улучшения банковской системы, развития всей системы финансовых рынков, обратился к парламентариям М.Фрадков: требуется повысить договороспособность хозяйствующих субъектов, резко улучшить практику правоприменения, необходимо обеспечить легализацию контрактных отношений, вывести их из тени, заменить понятия четко прописанными по закону обязательствами. Улучшение договороспособности, продолжал премьер-министр страны, находится в русле реформы судебной системы, повышении эффективности контрольных и надзорных функций государства, но главным, по его словам, является развитие структур самоорганизации бизнеса, осуществление самоконтроля и саморегулирования предпринимательского сообщества.
Глава Правительства коснулся потребности в резком увеличении инновационной емкости бизнеса, стимулирования инноваций. Сегодня, по его словам, инновационная активность российских компаний крайне низка. Правительство, сообщил М.Фрадков, предпринимает усилия по созданию национальной инновационной системы, развитию рынка объектов интеллектуальной собственности. Но эта система будет работать только тогда, когда российские компании увеличат спрос на инновации, а постоянное обновление станет ключевым условием их успеха на рынках.
М.Фрадков особо отметил в своем выступлении потребность в обеспечении макроэкономической устойчивости российской экономики. «Президент поставил перед Правительством задачу сохранить и упрочить позитивные макроэкономические тенденции, - заявил он. - Речь прежде всего о снижении инфляции, которая к 2007 году должна быть сведена до уровня 4–6 процентов. Задача, на наш взгляд, выполнимая».
Особое значение, отметил он, имеет поддержание устойчивого обменного курса рубля. При этом крайне важно, чтобы это не снижало конкурентоспособности российских товаров и не подавляло экономического роста. Нужен очень осторожный, я бы сказал, чуткий подход Центрального банка к нашей курсовой политике, сказал М.Фрадков.
Четвертой задачей Правительства его Председатель назвал выработку конструктивного механизма взаимодействия бизнеса и государства. «Нужно найти реальные механизмы и способы встраивания российского предпринимательства в решение стратегических задач, стоящих перед страной, при этом нисколько не подавляя и не ущемляя ни интересы бизнеса, ни законные интересы государства». Вместе с тем, продолжал он, Правительство должно найти инструменты влияния на хозяйствующие субъекты, что бы помогло направить их инициативу в русло стратегических приоритетов национального развития. По его словам, просматриваются два основных направления такого взаимодействия: это совместные проекты государства и бизнеса, осуществляемые в рамках частного государственного партнерства на основе взаимной ответственности и взаимного интереса; и создание работающей модели социального партнерства государства и бизнеса. «Только на этой основе можно преодолеть сложившееся в обществе недоверие к крупной собственности, как говорят, легитимизировать эту собственность, снизить долгосрочные социальные и политические риски», - подчеркнул М.Фрадков.
И в заключение премьер федерального Кабинета министров раскрыл суть пятого положения изложенного им перед Советом Федерации плана.
Пятая задача, по его словам, рациональное встраивание России в мировую экономику, позиционирование ее по отношению к мировым, экономическим центрам силы. По сути, отметил он, речь о создании условий для реализации конкурентных преимуществ российской экономики, превращая их в фактор экономического роста. Происходящие сегодня в мире глубокие изменения, продолжал М.Фрадков, скрывают в себе не только угрозы, но и открывают перед нашей страной новые возможности к развитию. Участвуя в экономических союзах, Россия должна видеть перспективу собственного развития, использовать свои сильные стороны и компенсировать недостающие качества. Это в полной мере относится и к формированию единого экономического пространства и к вступлению России во Всемирную торговую организацию.
Как отметил Председатель Правительства, задачи, которые предстоит решать российскому Кабинету министров практически безальтернативны. «Чтобы не просто выжить, но и реализовать собственные долгосрочные цели в условиях жесткой, даже агрессивной глобальной экономики, Россия должна иметь стратегию развития, современную институциональную инфраструктуру, эффективную систему управления». А это в свою очередь, продолжал он, требует по-новому подходить к оценке результатов деятельности и ответственности Правительства и других уровней и ветвей государственной власти. «Государство не может ограничивать себя ролью пассивного наблюдателя, фиксирующего тенденции в экономике и социальном развитии страны. Надо научиться ставить цели и добиваться их достижения в намеченные сроки. На это, в принципе, и настроена сегодня деятельность Правительства», - завершил М.Фрадков.
Затем Председатель Правительства ответил на вопросы членов Совета Федерации.


7 Апрель 2004 г., среда
Заявление Совета Государственной Думы и Совета палаты Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

О ситуации в Ираке


Совет Государственной Думы и Совет палаты Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с нарастающей тревогой отмечают, что ситуация в Ираке стремительно развивается по наихудшему сценарию. Страна подошла к крайне опасной черте, за которой – непредсказуемые и, возможно, необратимые последствия для иракского государства и для его народа, для безопасности региона в целом.
Пренебрежение основополагающими нормами международного права и попытки насильственной демократизации Ирака без учета исторически сложившихся реалий Востока обернулись отторжением "гуманитарной интервенции" иракским обществом. Они привели к объединению сил, прежде враждовавших между собой, на общей идее сопротивления оккупационным войскам. Роль освободителей от деспотичного режима, которую взяли на себя коалиционные силы, стремительно трансформировалась в глазах населения Ирака в миссию оккупантов, преследующих свои собственные цели на захваченных территориях.
Россия неоднократно предупреждала инициаторов военной акции против Ирака об очевидной вероятности столь опасного развития ситуации. В частности, об этом говорилось в заявлении Президента Российской Федерации от 20 марта 2003 года. К сожалению, как наши предостережения, так и мнения многих других государств мира были проигнорированы.
Сегодня Ирак охвачен массовыми волнениями, беспрецедентными для современной истории этой страны. С каждым часом растет число человеческих жертв, в том числе среди гражданского населения. Страдают ни в чем не повинные люди, среди них – старики, женщины и дети. Силовые акции со стороны оккупационных сил не только не обеспечивают восстановления порядка, но и напротив – способствуют эскалации насилия, втягиванию в него все большего числа этнических и религиозных групп иракского общества.
Положение усугубляется тем, что войска коалиции, вопреки декларируемой приверженности целям демократизации Ирака, утверждения там законности и обеспечения прав человека, подвергают преследованиям авторитетных духовных и общественных деятелей страны вместо привлечения их к урегулированию ситуации.
Стабилизация в Ираке не может быть достигнута путем военного подавления народных волнений. Необходимо незамедлительное и непосредственное подключение всех политических и общественных сил страны, в том числе и сил сопротивления, не связанных с террористическими группировками, к усилиям по нормализации обстановки и, прежде всего, по ее выводу из нынешней острой фазы.
Дальнейшее же эффективное и долгосрочное урегулирование иракского кризиса в интересах народа этой страны и в интересах международного мира и безопасности возможно лишь при реальном и самом активном участии в этом процессе Организации Объединенных Наций.
Совет Государственной Думы и Совет палаты Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации убеждены, что исполнительная власть России должна активизировать свои действия, направленные на содействие нормализации ситуации в Ираке и вокруг него, обеспечение передачи власти законно избранному руководству этой страны. Урегулирование должно быть осуществлено в интересах иракского народа, поддержано соседними государствами и иметь международную легитимность. Народ Ирака не может быть лишен суверенного права определять свою собственную судьбу.

Москва, 7 апреля 2004 года



6 Апрель 2004 г., вторник
Евгений Елисеев принял участие в V Южно-Уральском экономическом форуме

Вице-спикер Совета Федерации Светлана Орлова и член Совета Федерации от Челябинской области Евгений Елисеев приняли участие в телемосте, связавшем сенаторов с участниками Южно-Уральского экономического форума, который проходит в городе Челябинске.
В пятый раз собрались экономисты, руководители органов власти и промышленных предприятий Уральского региона, чтобы обсудить общие экономические проблемы. Темой форума стала «Стратегия развития региона в условиях модернизации экономики России и реализации задачи удвоения ВВП». Участники форума особое внимание уделили проблемам отечественных товаропроизводителей, промышленных предприятий страны. Одновременно в рамках форума была открыта выставка предприятий региона «Уральская промышленно - экономическая неделя».
Обращаясь к участникам Челябинского форума из московской студии «Интернетмедиаком» в Доме радио, заместитель Председателя СФ Светлана Орлова подчеркнула значение именно региональных экономических форумов. Перед региональными и местными властями стоят специфические задачи по развитию экономики. «Трудно говорить об инвестиционной составляющей и перспективах развитии, когда до 70% бюджета уходит на выплату заработной платы», - прокомментировала С.Орлова существующие межбюджетные отношения. Комитет по бюджету СФ неоднократно проводил выездные заседания в регионах России, где обсуждалась ситуация с налогово-бюджетным законодательством и формированием региональных и местных бюджетов. Кроме пропорциональности налоговых отчислений в бюджеты различных уровней, есть и ряд других проблем в сфере межбюджетных отношений, которыми занимаются законодатели. Это компенсация регионам налоговых льгот, предоставляемых федеральными законами, администрирование и собираемость региональных налогов, оптимизация ставок налогообложения. Так, по инициативе Совета Федерации, рассказала вице-спикер, на два уровня разделены акцизы на дизтопливо и масла с целью выравнивания бюджетной обеспеченности территорий. Собираемые с предприятий акцизы направляются в региональные бюджеты, а акцизные платежи с бензозаправочных станций равномерно распределяются между всеми субъектами РФ. Занимаются парламентарии и пересмотром содержания федеральной адресной инвестиционной программы. Ее объем в бюджете этого года составляет 63 млрд.рублей, но распределяются они крайне неравномерно между субъектами Федерации, сообщила С.Орлова. Она выразила готовность членов Совета Федерации к совместной с регионами работе над межбюджетными отношениями, а также над бюджетом страны на 2005 год.
Аналитик компании «Тройка-Диалог», профессор Высшей Школы Экономики Евгений Гавриленков, участвовавший в телемосте с московской стороны, говорил о глобальных задачах, стоящих на перспективу перед государством и бизнесом. Обеспечить высокий темп роста ВВП, опираясь лишь на экспортоориентированные отрасли, невозможно, отметил он. Поэтому государство должно уделять больше внимания проблемам общего, высшего и профессионального образования. Инвестирование в человеческий капитал приводит к динамичному развитию страны, что подтверждается мировой практикой. Рост интеллектуального потенциала страны позволит создать новые отрасли и новые рабочие места, что, по мнению специалистов, позволит сократить разрыв между богатыми и бедными в России и сделать конкурентоспособной экономику страны. Однако для появление и развития новых отраслей, подчеркнул Е.Гавриленков, барьер вхождения на рынок для нового бизнеса должен быть очень низким, а финансовая система более развита, чем сегодня, когда ресурсы сосредоточены в нескольких экспортоориентированных отраслях.
В свою очередь, Светлана Орлова подтвердила обеспокоенность законодателей неразвитостью финансовых институтов в России: «Люди не верят банкам, и денежные средства лежат мертвым грузом». В числе первоочередных задач для обеспечения роста ВВП С.Орлова назвала также снижение энергоемкости российской промышленности. Он сообщила, что в 2005 году в Кузбасе состоится международная конференция по возобновляемым видам энергии. Для решения социальных проблем и снятия напряженности необходимо в ближайшее время определить пути решения жилищной проблемы, заявила С.Орлова. Надо активно развивать систему ипотечного кредитования и решать все земельные вопросы, связанные с ипотекой. Кроме того, сообщила С.Орлова участникам форума в Челябинске, ожидаются изменения в жилищном законодательстве. Совет Федерации подготовил свой вариант новой редакции Жилищного Кодекса, который вице-спикер пообещала направить в регион для обсуждения.
С.Орлова и Е.Елисеев пожелали участника Пятого Южно-Уральского экономического форума плодотворной работы и позитивных результатов в экономической жизни региона.



© 2002 Пресс-служба Е.А.Елисеева
© 2002 Центр внедрения специализированных систем