Елисеев Евгений Александрович  
 

Архив Новостей


Июнь 2004 г.     
28 Июнь 2004 г., понедельник
Подход к решению вопроса о льготах должен быть не уравнительным, а дифференцированным

На внеочередном заседании Комитета Совета Федерации по социальной политике обсуждался проект федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Открывая заседание, председатель комитета Валентина Петренко пояснила, что необходимость его проведения вызвана важностью предлагаемых Правительством изменений в законодательство, поскольку они затрагивают интересы большой и социально уязвимой категории населения: пенсионеров, ветеранов, инвалидов, жителей Крайнего Севера и других, которым по действующему законодательству полагаются различные льготы. Большая дискуссия ведется в обществе, в парламенте, в СМИ. В комитете подробно проанализировали законопроект и пришли к выводам о том, что он далеко не бесспорен.
Как отметила советник аппарата комитета Наталья Миронова, вызывают сомнение обоснованность размеров предлагаемых взамен социальных льгот денежных выплат и сам механизм реализации вносимых изменений. Например, социальный пакет для пенсионеров, включающий в себя проезд в транспорте, обеспечение медикаментами и санаторно-курортное лечение оценивается правительством в 440 рублей в месяц. Отклики из регионов свидетельствуют о следующем: люди боятся, что эти средства будут поглощены инфляцией, а значит, с их точки зрения, льготы просто отменяются. По мнению экспертов, если в соответствии с проектом льготное обеспечение ветеранов труда, тружеников тыла и жертв политических репрессий перевести с федерального финансирования на бюджет субъектов федерации, то положение этих категорий льготников будет существенно ухудшено.
Первый заместитель председателя комитета Валентина Демина, говоря о положении пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС жителей Юго-Запада России, обратила внимание участников заседания на то, что их права на социальную защиту гарантированы Конституцией. Проект, таким образом, вступает с ней в противоречие, отменяя определенные льготы, в том числе на медицинские услуги, оплату проезда до места лечения, внеочередную установку телефона и другие. Отдельная острая тема – оздоровление детей из пострадавших от радиации областей: объем денежной компенсации взамен признанных государственных гарантий не позволит отправлять их на оздоровительное лечение. Перенос финансирования льгот на бюджет субъектов также порождает вопросы. К примеру, в Брянской области придется дополнительно изыскать 600 миллионов рублей, чтобы ежемесячно доплачивать по 250 рублей ветеранам войны, труда и труженикам тыла, которых в регионе 243 тысячи. Президентом поставлена задача борьбы с бедностью, сказала В. Демина, и значит, надо идти по пути улучшения положения людей, а не усугублять проблемы.
Член Совета Федерации Евгений Трофимов считает, что в предложениях Правительства отсутствует логика и методика расчетов. Почему детям-инвалидам решено начислять именно по 1000 рублей в месяц на все их нужды? Почему решено отменить льготы донорам в стране, где ведутся боевые действия и где здоровье нации с каждым годом вызывает все большую тревогу? Почему обеспечение огромной армии льготников решено понизить с уровня федерального закона до нормативных актов субъектов? Почему при незначительном улучшении положения сельских жителей, которые, действительно, не могут пользоваться рядом льгот, благодаря уравнительному принципу существенно ухудшается уровень жизни городских льготников – ветеранов, пенсионеров, инвалидов, в том числе и детей?
Этот ряд вопросов был продолжен и другими участниками дискуссии на примерах того, как обсуждаемый проект меняет ситуацию в льготном обеспечении различных категорий населения. По их мнению, проект требует детального анализа и тщательной доработки. Следует учитывать, что большинство регионов в стране является дотационными и им будет трудно принять на себя финансирование льгот даже в том объеме, которое предлагается. В любом случае, в основе решения вопроса должна быть социальная защита и улучшение жизни тех, кого государство обязано поддерживать. И подход должен быть не уравнительным, а дифференцированным для каждой категории льготников. Комитет, как заявила В. Петренко, вернется к этой теме на расширенном заседании с участием представителей Правительства, депутатов и сенаторов, заинтересованных общественных организаций.

Пресс-служба СФ


24 Июнь 2004 г., четверг
В Киеве готовят объединение экономического пространства стран СНГ

Сегодня в столице Украины начал работу двухдневный семинар по вопросам подготовки структуры Таможенного Кодекса государств - участников СНГ. Председательствует на этом семинаре Россия, в первый день его будет проводить сенатор Евгений Елисеев, председатеть подкомитета по таможенно-тарифному регулированию и внешнеэкономической деятельности Комитета по бюджету СФ, во второй день - вице-спикер верхней палаты российского парламента Светлана Орлова. Предполагается, что Таможенный Кодекс станет первым общим законом СНГ, объединяющим экономическое пространство бывших союзных республик.


24 Июнь 2004 г., четверг
"Правительственный час": Двадцать семь законопроектов для решения жилищной проблемы россиян

О мерах по развитию рынка жилья, предпринимаемых Правительством, во время «правительственного часа» на 129 заседании верхней палаты российского парламента доложил министр промышленности и энергетики Российской Федерации Виктор Христенко.
Жилищная политика, сказал он, занимает уникальное положение в общей системе государственной региональной политики, поскольку, с одной стороны, она затрагивает интересы каждого гражданина в каждом субъекте Федерации, а с другой – находится в тесной связи с другими направлениями социально-экономической политики государства.
Принимая стратегию борьбы с бедностью и повышение благосостояния граждан, государство обеспечивает платежеспособный спрос на рынке жилья, а также концентрирует усилия на обеспечение жильем малоимущих граждан. Что касается бюджетной политики, то разграничение полномочий между уровнями власти ведет к выстраиванию новой системы ответственности федеральной и региональной власти перед обществом. Каждый уровень несет обязательства перед определенными категориями граждан. Это означает концентрацию государственного спроса на рынке жилья, например, строительство жилья для военнослужащих, а также снижение избыточных административных барьеров на рынке строительства.
Очень важное значение имеет и равномерное развитие финансовых рынков и банковской системы – это непременное условие развитие институтов и инструментов кредитования и граждан, и застройщиков, и строительной индустрии.
Докладчик сделал вывод, что жилищная политика является
важнейшей составляющей экономической стратегии государства в целом. Она позволяет решить комплекс задач по улучшению жизненных условий граждан, социальному оздоровлению и стабилизации общества, многие проблемы, накопившиеся в субъектах Федерации и городах.
Министр познакомил сенаторов с содержанием пакета из 27 законопроектов, предлагаемых правительством для реализации поставленной задачи и находящихся на рассмотрении в Государственной Думе. Главная цель предлагаемых мер – это повышение способности граждан реализовать свой экономический интерес по приобретению жилья.
Виктор Христенко охарактеризовал ситуацию на рынке жилья сегодня. 61 процент семей желают улучшить свои жилищные условия, а в очереди находятся около 4.5 млн. семей, при этом в среднем на получение квартиры очередниками уходит в среднем 15–20 лет. Общая потребность в жилье составляет более 1.5 млрд. квадратных метров. Но внутренняя ориентация граждан, по словам выступавшего, в основном, связана с их собственными усилиями и возможностями на рынке жилья. Лишь 7 процентов однозначно считают исключительно возможной для себя реализацию своих интересов только через социальное жилье.
Общий объем жилищного фонда составляет 2,85 млрд. квадратных метров, 19 млн. жилых строений. Большая его часть в нынешнем состоянии не соответствует не только современным представлениям о комфортности, но, порой, даже элементарным санитарным требованиям.
С 2000 года падение объемов жилищного строительства удалось остановить и даже добиться относительно устойчивого роста: с 3 процентов в 2001 до более чем 10 – в 2003 г. Однако, в региональном разрезе рынок жилья представлен весьма и весьма неравномерно. На 10 крупнейших промышленно развитых регионов России приходится более половины всего ввода нового жилья. Лидируют Москва и область, Санкт-Петербург, Татарстан, Башкортостан, Краснодарский край, Ростовская, Самарская, Свердловская области. На всю остальную территорию страны приходится менее половины ввода жилья в натуральном и меньше 40 процентов в денежном выражениях. Рост объемов происходит в тех субъектах Федерации, которые более активно занимаются реализацией жилищных программ, в том числе ипотечным кредитованием.
Важная проблема сегодня – это рост цен на жилье, при этом строительная стоимость одного квадратного метра примерно в два раз ниже рыночной цены, около 8 тыс. рублей за метр.
В Москве рост цен составил 46 процентов, но в целом по России из-за низких доходов населения нет спроса, который бы обеспечивал такой рост цен. Это лишний стимул для того, чтобы строилось разное жилье, в том числе и дешевое. Требуется, как минимум, навести порядок в части правил, регулирующих деятельность застройщиков.
В реализации данной задачи, заметил В. Христенко, правительство рассчитывает, что политический вес парламентариев в регионах может уже сегодня способствовать снижению неоправданной монополизации локального рынка застройщиков. И регионы могут, а некоторые даже начали реализовывать конкурентную политику по отношению к застройщикам.
Вот на таком фоне перед государством стоит задача удвоить к 2010 году объемы строительства жилья. Как подчеркнул министр, рынок будет развиваться там, где муниципальные власти создадут для этого условия, туда придут и строительные фирмы, и инвесторы, там появятся рычаги для регулирования цен с тем, чтобы они соответствовали уровню доходов граждан.
В целом, созданные условия являются необходимыми, но далеко недостаточными, немало барьеров, которые еще предстоит преодолеть.
Предлагаемый пакет законопроектов, по словам В. Христенко, призван решить этот комплекс проблем, но его надо подкреплять и программами на уровне субъектов Российской Федерации.
При разработке жилищного пакета Правительство исходило из следующих принципов: рост предложения должен опережать спрос, приоритет интересов добросовестного собственника, приоритет судебного порядка над административным в разрешении споров, прозрачный и ясный порядок выделения участков под застройку, владения жильем и его приобретения.
Государство сделало шаг, чтобы расширить простор возможности для кредитования, создав открытое акционерное общество Агентство по ипотечному жилищному кредитованию. Предлагаемые в новом законодательстве инструменты позволяют значительно расширить этот сегмент за счет специальных ипотечных ценных бумаг, снижения рисков у банков, появления кредитных историй, закон о которых также рассматривается в этом пакете.
Мы рассчитываем, сказал В. Христенко, что с учетом запуска всех инструментов, предложенных в пакете законопроектов, к 2010 году доля граждан, которые смогут приобрести стандартную квартиру, на стандартных коммерческих условиях будет составлять 30 процентов. В новых экономических условиях государство должно нести свои обязательства, прежде всего, перед теми, кто не в состоянии сам стать участником рынка жилья. Он познакомил сенаторов с порядком предоставления жилья малоимущим гражданам, который определяет новый Жилищный кодекс.
В результате принятия предлагаемых мер ожидается существенное оживление как в части ввода, так и в части приобретения жилья, более чем вдвое должен увеличиться объем вводимого жилья, возрасти увеличение средней обеспеченности жильем и его доступность разным категориям населения.

Пресс-служба СФ


24 Июнь 2004 г., четверг
Одобрен закон о референдуме

На 129-м заседании Совет Федерации рассмотрел Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации», одобренный Государственной Думой 11 июня.
Представляя указанный документ, председатель Комитета СФ по конституционному законодательству Юрий Шарандин пояснил, что названный закон подготовлен с учетом накопленного в последнее десятилетие опыта проведения избирательных кампаний, а также выдвижения ряда инициатив проведения референдума Российской Федерации.
Законом предусматривается расширение круга субъектов, обладающих правом выдвижения инициативы проведения референдума, совершенствование порядка реализации принадлежащей гражданам России инициативы проведения референдума, усиления контроля за ходом голосования и подведения его итогов.
Докладчик сообщил, что положительные заключения по данному закону представили комитеты Совета Федерации по вопросам местного самоуправления, по бюджету, по международным делам, по делам СНГ, по правовым и судебным вопросам, по конституционному законодательству, его поддерживает Правительство Российской Федерации.
Совет Федерации одобрил представленный закон 136 голосами при пяти голосах против и четырех воздержавшихся.

Пресс-служба СФ


24 Июнь 2004 г., четверг
Внесены изменения в Закон "Об образовании"

23 июня 2004 года в Совете Федерации одобрен Федеральный закон «О внесении изменения в статью 32 Закона Российской Федерации «Об образовании».
Данный Федеральный закон инициирован Правительством РФ и предусматривает внесение изменения в закон «Об образовании», которое направлено на приведение норм этого акта в соответствие с Бюджетным кодексом РФ. Закон исключает право получения бюджетными образовательными учреждениями финансовых средств у кредитных организаций.
В то же время закон оставляет право на использование банковских кредитов негосударственными образовательными учреждениями.

Пресс-служба СФ


24 Июнь 2004 г., четверг
Совет Федерации одобрил поправки в налоговое законодательство по вопросам организации игорного бизнеса

129-е пленарное заседание СФ одобрило поправки в одну из глав второй части Налогового кодекса РФ, которыми предполагается изменить сложившуюся практику регистрации объектов налогообложения игорного бизнеса и порядка уплаты этого налога. Поддержанная российскими парламентариями законодательная инициатива Московской областной Думы призвана разрешить проблему соответствия места юридической регистрации и фактического местонахождения объектов игорного бизнеса.
Как отмечалось в ходе прений, сложившаяся к настоящему времени ситуация сделала возможной нахождение и регистрацию налогоплательщика в одном субъекте РФ, а осуществление его деятельности в сфере игорного бизнеса в другом, что «создавало возможность маневра и уплаты налогов в регионах России, где установлена более низкая ставка налога». Вносимые рассмотренным законом изменения позволят реализовать принцип справедливого взимания налога.
Налог на игорный бизнес отнесен действующим законодательством к региональным видам налогов и с нового 2005 года будет иметь большое значение при формировании бюджетов субъектов РФ, указывалось на заседании.

Пресс-служба СФ


24 Июнь 2004 г., четверг
Совет Федерации одобрил поправки в налоговый кодекс

23 июня 2004 года Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», принятый Госдумой 9 июня текущего года.
Этот закон вносит изменения в пункт 20 статьи 217 главы 23 «Налог на доходы физических лиц». Поправки регулируют вопросы освобождения от налогообложения доходов спортсменов-инвалидов, которые они получают в денежной или натуральных формах за призовые места на Параолимпийских, Сурдоолимпийских играх, а также за участие во Всемирных шахматных олимпиадах.
Указанный Федеральный закон приводит нормы льготирования вышеназванных категорий граждан в соответствие с Налоговым кодексом РФ.

Пресс-служба СФ


23 Июнь 2004 г., среда
Изменения в действующее законодательство

129-е заседание Совета Федерации одобрило представленные сессии верхней палаты Федерального Собрания законоположения о внесении изменений в действующее законодательство и признании утратившими силу некоторых законодательных актов в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления. Принятый верхней палатой Федерального Собрания закон направлен на создание правовых основ для реформирования федеральных органов управления – в частности, налоговых и силовых структур, ведомств, занятых решением вопросов труда и занятости, технического и экспортного контроля, государственной регистрации, исполнения наказаний и таможенного дела.

Пресс-служба СФ


18 Июнь 2004 г., пятница
Сергей Миронов подводит итоги Петербургского форума

На пленарном заседании VIII Петербургского международного экономического форума Председатель СФ Сергей Миронов подвел первые итоги прошедших в рамках форума «круглых столов». Он подчеркнул, что число участников форума превысило три тысячи человек, большой интерес проявили иностранные государства. С докладами выступили более 550 человек, работу форума освещают около 600 СМИ.
Председатель Совета Федерации Сергей Миронов отметил высокий уровень и широкий охват участников в ходе состоявшихся дискуссий проблем, актуальных для России и стран СНГ. Выработанные на 15 «круглых столах» в Петербурге рекомендации будут направлены руководителям исполнительной и законодательной власти РФ и учтены в дальнейшей законотворческой деятельности.



17 Июнь 2004 г., четверг
Таможенники СНГ - объединяйтесь!

На VIII Петербургском международном экономическом форуме состоялся круглый стол «Формирование единого таможенного пространства Содружества Независимых Государств как ресурс устойчивого развития» под руководством председателя подкомитета по таможенно-тарифному регулированию и внешнеэкономической деятельности Комитета СФ по бюджету Евгения Елисеева.
37 человек приняли участие в обсуждении путей совершенствования механизмов таможенной деятельности, инфраструктурных и кадровых проблем таможни. Особое внимание было уделено разработке единой методологии таможенного статистического учета. Активная работа ведется над модельным проектом Таможенного кодекса для стран СНГ, подчеркнул Евгений Александрович.


17 Июнь 2004 г., четверг
Доклад заместителя председателя Комиссии СФ по информационной политике Елисеева Е.А. на VIII Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге

Добрый день, уважаемые коллеги!
Во-первых, хотел бы поприветствовать гостей и участником VIII Международного Экономического Форума и участников нашего телекоммуникационного круглого стола. Желаю всем новых интересных контактов, идей и конструктивного сотрудничества.
Я убежден, что XXI век войдет в историю человечества, как век Информации. Информации с большой буквы. Многие считают, что наша цивилизация уже практически исчерпала возможности к росту.
Многие думают, что мы подобно одному американскому президенту уже поставили шахматную фигуру на последнюю клетку и с горечью заявили: «Эта пешка дальше не ходит». На самом деле это не так.
Человечеству необходим новый импульс. Импульс, прежде всего, эмоциональный. Мы должны увидеть, что новых клеток для движения вперед на нашей шахматной доске еще очень много. Я убежден, что такими импульсом, должно стать развития информатизации и телекоммуникаций.
Тем более важно это направление для нашей страны, учитывая, что до сих пор Россия строила свои планы на будущее, оглядываясь на свои сырьевые отрасли и подсчитывая запасы полезных ископаемых.
Экономика, построенная на нефти, газе, алюминии и никеле – экономика ХХ века – дело прошлого. Экономика, построенная на высоких технологиях и телекоммуникациях – экономика ХХI века – дело будущего.
Я говорил об импульсе, который необходим всему человечеству. Мне кажется, так положительная динамика развития информатизации в нашей стране, которая сохраняется на протяжении вот уже трех лет, убедительно свидетельствует о том, что Россия такой толчок уже получила. Теперь важно, чтобы, наметившееся развитие не оказалось случайным всплеском, а стало планомерным ростом.
И здесь телекоммуникационной отрасли должны помочь мы – законодатели. Наша страна, особенно в дальних регионах, к сожалению, до сих пор живет по законам, принятым во времена, когда верхом технической мысли считался арифмометр «Феликс».
Поэтому нам нужно самым серьезным образом подойти к проработке законодательной базы, в том числе в сфере использования информационных технологий в социально – экономической сфере и государственном управлении и информационной безопасности. Кроме того, в ближайшее время необходимо принять концепцию использования IT в деятельности федеральных органов государственной власти. А также сформировать систему технологических стандартов в области информационных и коммуникационных технологий и стандартов информационного взаимодействия органов государственной власти. Более того, эти шаги мы должны были сделать сегодня, а не завтра, и уж тем более не послезавтра.
Ну, и конечно, по-прежнему ключевую роль в планомерном развитии рынка инфокоммуникационных технологий играют российские и иностранные инвестиции. Я знаю, что по итогам 2003г. телекоммуникационная отрасль вышла в число лидеров по объемам привлеченных инвестиций, но, тем не менее, для серьезного прорыва этого не достаточно.
Чтобы обеспечить этот серьезный прорыв инвестиционного притока от международного и российского инвестиционного сообщества, безусловно, необходим благоприятный регуляторный режим.
Мы уже многое сделали в этом направлении вместе с коллегами из Министерства связи, приняв недавно «Закон о связи». «Закон», безусловно, улучшит предпринимательский климат телекоммуникационной отрасли, и гармонизирует российское и международное законодательства. Наши планы по созданию адекватной нормативной - правовой базы в секторе информационных технологий, я о них уже упомянул чуть раньше, безусловно, также будут служить этой цели – созданию прозрачного и понятного инвесторам предпринимательского климата в отрасли ИКТ.
Уверен, что наши с вами совместные труды способны решить очень важную государственную задачу - чтобы каждый гражданин нашей великой страны, мог воспользоваться достижениями отрасли инфокоммуникационных технологий и мог чувствовать себя равным среди равных.
Создавая доступность информационных ресурсов для миллионов наших граждан, мы делам их активными участниками всех значимых процессов, происходящих в общественной жизни не только нашей великой страны, но и жизни народов других государств. Развивая информационные технологии – мы создаем высокоорганизованное гражданское общество.
И я верю в том, что это очень скоро случиться. А это значит, нам предстоит большая работа.


17 Июнь 2004 г., четверг
Евгений Елисеев примет участие в VIII Петербургском международном экономическом форуме

Член Совета Федерации от Челябинской области Евгений Елисеев проведет на VIII Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге два круглых стола: "Формирование единого таможенного пространства Содружества Независимых Государств как ресурс устойчивого развития" и "Проблемы развития инфокоммуникационного сектора России и стран СНГ".



11 Июнь 2004 г., пятница
15 июня губернатор Челябинской области Петр Сумин проведет встречу с депутатами Государственной Думы и членами Cовета Федерации от Челябинской области.

Губернатор и представители депутатского корпуса обсудят задачи, направленные на защиту интересов Челябинской области при принятии законодательных инициатив на уровне федерального центра и формировании бюджета РФ на 2005 год. Отстаивание интересов Челябинской области в центре с губернатором Петром Суминым будут обсуждать на встрече депутаты Госдумы РФ Валерий Гартунг, Михаил Юревич, Михаил Гришанков, Павел Крашенинников, Валерий Панов, Александр Аристов, Георгий Лазарев, Валерий Востротин, Николай Табачков, Петр Свечников и представители Совета Федерации Владислав Жиганов и Евгений Елисеев. Во встрече также примет участие председатель областной федерации профсоюзов Николай Буяков.


9 Июнь 2004 г., среда
Совет Федерации внес изменения в закон об обязательном страховании жизни и здоровья военнослужащих и сотрудников силовых ведомств

Совет Федерации поддержал представленный сессии правовой акт, который направлен на усиление социальной защищенности военнослужащих Российской Федерации и сотрудников некоторых силовых ведомств. Им расширяется круг лиц, имеющих право на получение страховых выплат в связи с досрочным увольнением со службы. Эти нормы устанавливаются одобренными в 128-м заседании верхней палаты Федерального Собрания поправками к двум статьям закона об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, лиц, призванных на военные сборы, и сотрудников ряда силовых ведомств России – МВД, противопожарной службы, налоговой полиции, органов наркоконтроля и уголовно-исполнительной системы.
Как отмечалось в ходе обсуждения, действующая редакция закона относила к страховым случаям лишь досрочное увольнение лиц, признанных ограниченно годными к службе вследствие увечья или заболевания, которые были получены в период ее прохождения. Рассмотренный 9 июня 2004 года палатой закон включает в страховые случаи и соответственно предоставляет право на получение страховых выплат также и тем, кто получил более серьезную степень увечья и был признан военно-врачебной комиссией не годным к военной службе.


9 Июнь 2004 г., среда
"Черные дыры" бюджетной политики

На своем 128-м заседании Совет Федерации заслушал отчет Счетной палаты, с которым выступил ее председатель Сергей Степашин.
Бюджетная реформа, о которой говорил в своем Послании Федеральному Собранию Президент страны, ставит перед системой финансового контроля более масштабные задачи. В своей деятельности Счетная палата, по словам ее руководителя, стремится повысить эффективность и качество контроля и в то же время ограничить административное давление на экономику, чтобы не перегружать предприятия и организации дополнительными проверками. С этой целью палата сосредоточилась на решении ключевых проблем, которые С.Степашин назвал «черными дырами».
К их числу он отнес внутренние оффшоры, налоговые льготы, налогообложение оборота алкоголя и табачных изделий, управление и распоряжение государственной собственностью, в том числе зарубежной, обслуживание и погашение государственного долга. С удовлетворением он высказался об одобрении Федеральным Собранием необходимых изменений в законодательстве, что привело к закрытию последних внутренних оффшоров. Для того, чтобы добиться прозрачности в налоговой сфере, ведомство С.Степашина предлагает провести полную инвентаризацию в регионах, где использовали подобную схему ухода от налогов. Говоря о других актуальных проблемах, в частности о контроле за реформированием оборонного комплекса, докладчик информировал, что «наведен, по крайней мере, элементарный порядок» в финансовой деятельности Министерства обороны и других силовых структур, естественных монополий, системе межбюджетных отношений.
Сумма выявленного нецелевого использования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов составила 1484, 9 млн. рублей, из которых более миллиарда (71%) удалось вернуть в бюджет, благодаря совместной работе с Минфином, в первую очередь, с казначейством. По итогам контрольных мероприятий в 2003 году возбуждено 241 уголовное дело (против 33 в 2002 г.). О качественно новом уровне деятельности палаты свидетельствует и рост реагирования на проверки со стороны исполнительных органов: из 438 представлений и предписаний Счетной палаты, направленных Правительству и Министерству финансов РФ, иным участникам бюджетного процесса исполнено 347. Он поблагодарил сенаторов за одобрение ими очень важных поправок в Уголовный кодекс, согласно которым нецелевое использование средств влечет за собой уголовную ответственность: «Это не игра в политику, а закон, который требует своего четкого исполнения».
Он осветил конструктивное и тесное взаимодействие Счетной палаты с Советом Федерации, его профильной комиссией. «Наша совместная работа позволяет учитывать 90 процентов ваших замечаний и предложений. Мы считаем вас одним из основных союзников в деле установления эффективного финансового контроля», - сказал С. Степашин, обращаясь к сенаторам.
Вместе с тем, глава Счетной палаты отметил размытость действующего законодательства, обратил внимание на несоответствие 28 статей закона «О федеральном бюджете на 2004 год» Бюджетному кодексу РФ. Однако, подчеркнул он, характер поддержки, которую оказывает Совет Федерации, заставляет все больше считаться со Счетной палатой как независимым органом финансового контроля. Напомнил он и о недавнем положительном решении Конституционного суда по запросу членов Совета Федерации, что потребовало от сенаторов «не только высокого профессионализма, но и политической смелости». В результате, сказал С. Степашин, создан прецедент, который показывает, что в России складывается подлинно демократическое общество, где законодатели могут настоять на реализации своих констутиционных прав, осуществляя контроль за деятельностью Правительства.
Как о резерве работы Совета Федерации и Счетной палаты он упомянул о порядке назначения на должность аудитора: «Не идет на пользу делу, когда вакансия аудитора несколько месяцев остается незаполненной. Было бы хорошо также, если бы Совет Федерации больше интересовался результатами работы назначенных им аудиторов».
Не мог С. Степашин обойти и «болезненную тему нефинансируемых социальных мандатов». Правительство, сказал он, предлагает сократить обязательства государства в этой сфере на сумму 1,8 триллиона рублей. В стратегическом плане это решение правильное, поскольку большая часть льгот давно уже не работала. Но в то же время надо подумать о миллионах наиболее уязвимых в социальном плане россиян, цена ошибки здесь, учитывая их высокую политическую активность, чрезвычайно высока, подчеркнул он. До конца июня Счетная палата по поручению Госдумы должна провести экспертизу соответствующих законопроектов. Сложность такого анализа, по замечанию С. Степашина, заключается в крайней неравномерности распределения потребности в льготах не только по регионам, но и по типам населенных пунктов. Нельзя допустить также взваливания на региональный и муниципальный бюджеты непосильных для них обязательств, о чем сказал на заседании Госсовета Владимир Путин.
Одним из главных приоритетов работы в 2003 году С. Степашин назвал апробирование аудита эффективности, который позволяет оценить результативность управления бюджетом и общественно-значимый эффект конкретных направлений социально-экономической политики государства. Сейчас Счетная палата предлагает провести аудит эффективности государственной политики в части обеспечения адресности социальной поддержки граждан, внедрения механизмов ипотеки, модернизации систем здравоохранения и образования.
В завершение своего доклада С. Степашин выразил надежду, что необходимость масштабной работы по совершенствованию бюджетного законодательства станет дополнительным стимулом для дальнейшего развития сотрудничества Совета Федерации и Счетной палаты.
Докладчик ответил на вопросы сенаторов. По их просьбе он остановился на ответственности чиновников за нецелевое использование средств, сообщив, что по итогам проверок Счетной палатой привлекается 72 человека, и попросил их поддержки в том, чтобы добиться законодательного закрепления персональной ответственности. В ряде европейских стран, сказал он, по закону в этих случаях отвечает лицо, чья подпись стоит на соответствующем документе. Также он рассказал о погашении иностранными государствами долга перед Россией, о необходимости дать возможность МИДу зарабатывать на консульских сборах, чтобы иметь возможность оплачивать членство нашей страны в международных организациях, поскольку речь идет о ее престиже, о проверках деятельности ЮКОСа, о том, что по его мнению, следует принять закон о статусе Героев войны и труда.
Затем с коротким сообщением выступил председатель Комиссии по взаимодействию со Счетной палатой Сергей Агапцов, который дал необходимые разъяснения по проекту постановления, предложив принять отчет Счетной палаты к сведению и признать ее работу удовлетворительной. Сенаторы проголосовали за это единогласно.


9 Июнь 2004 г., среда
Сенаторы приняли поправки к законам

Сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставшие инвалидами при исполнении служебного долга, получат отныне статус инвалидов войны. Эту меру социальной защиты предусматривают изменения закон “О ветеранах”, одобренные 9 июня 2004 года на 128-м пленарном заседании Советом Федерации. Льготы, положенные семьям ветеранов инвалидов и участников ВОВ, получат также и члены семей пострадавших сотрудников данной системы. Этот закон носит технический характер и, по сути, закрепляет фактически предоставляемые меры социальной защиты.
Сенаторы исправили и закон “Об организации страхового дела в Российской Федерации”. Организации, имеющие лицензию на страхование жизни, не обязаны теперь отказываться от перестрахования имущественных рисков. Пункт закона, запрещающий совмещение этих видов страховой деятельности, признан недействительным. По мнению сенаторов, специализация страховщиков требует длительной организационно-технической и правовой процедуры, для чего необходим определенный подготовительный период.
Порядок действия мировых судей, разбирающих дела об административных правонарушениях, будет устанавливаться только федеральным законом. Это предусматривают изменения в федеральный закон “О мировых судьях в Российской Федерации”. Ранее этот процесс могли регулировать своими законодательствами и субъекты РФ. Сенаторы одобрили также поправку, в соответствии с которой материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей возлагается исключительно на исполнительную власть соответствующего субъекта Российской Федерации.


9 Июнь 2004 г., среда
Ратификацию двух международных документов одобрил 9 июня 2004 года Совет Федерации на 128-м пленарном заседании.

На объединение усилий по обеспечению безопасности воздушного пространства двух стран и в целом на ценрально-азиатском направлении направлено соглашение между РФ и Республикой Узбекистан о совместном применении Военно-воздушных сил России и ВВС, а также Войск противовоздушной обороны Узбекистана. По мнению экспертов, ратификация Соглашения способствует дальнейшей военно-политической интеграции сторон. Особое значение для России-участника Договора о коллективной безопасности имеет пункт документа, который в международно-правовом смысле не затрагивает обязательств каждой из сторон к третьим государствам.
На полное и равное предоставление женщинам всех прав человека и основных свобод, а также принятие эффективных мер по предотвращению нарушения этих прав и свобод направлен “Факультативный протокол к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин”. Сенаторы, одобрившие ратификацию этого документа, подчеркивали, что российское законодательство не содержит норм, ограничивающих права женщин а в судах практически нет исков, связанных с проявлением дискриминации по половому признаку. Вместе с тем, участие РФ в протоколе продемонстрирует мировому сообществу приверженность России демократическим стандартам в области обеспечения равноправия мужчин и женщин. К февралю текущего года Факультативный протокол ратифицировали 60 из 75 подписавших его государств.


9 Июнь 2004 г., среда
Одобрен закон о массовых мероприятиях

Бреши в правовой базе, регулирующей организацию публичных мероприятий залатали 9 июня 2004 года российские сенаторы. На 128-м пленарном заседании Совета Федерации они одобрили закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», который четко регламентирует порядок их подготовки и проведения на всей территории России.
По мнению членов Совета Федерации, новый федеральный закон направлен на реализацию неотъемлемого конституционного права граждан собираться мирно, без оружия и выражать свое мнение.
Отличительная особенность данного закона, то что он устанавливается уведомительный характер проведения массовых мероприятий. Таким образом отныне не требуется разрешение властей на проведение митингов, шествий, демонстраций и пикетирования.
Положительные заключения по этому законопроекту дали сенатские комитеты по конституционному законодательству, по обороне и безопасности, по правовым и судебным вопросам, по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии, а также по вопросам местного самоуправления.
Отмечалось, что при принятии Государственной Думой законопроекта, который вызвал дискуссию в обществе, были учтены поправки Президента, Правительства, сенаторов и депутатов ГД, существенно исправивших первоначальную концепцию.


9 Июнь 2004 г., среда
Сенаторы уточнили полномочия Правительства РФ

Совершенствованию правовых основ деятельности Правительства послужат изменения в конституционный закон “О Правительстве Российской Федерации”, одобренный 9 июня 2004 года на 128-м пленарном заседании Совета Федерации. В частности, закон конкретизирует отдельные положения, касающиеся федеральных органов исполнительной власти, руководство которыми осуществляет Президент.
Сенаторы предоставили Президенту право перераспределять установленные федеральными законами функции министерств и ведомств в случае изменения системы и структуры федеральных органов исполнительной власти до принятия соответствующих законодательных актов.


9 Июнь 2004 г., среда
Заявление Совета Федерации к руководству исполнительной и законодательной власти Республики Грузия

9 июня 2004 года на 128-м заседании Совета Федерации было принято Заявление палаты к руководству исполнительной и законодательной власти Республики Грузия. Заявление Совета Федерации было инициировано членом СФ от Республики Северная Осетия Валерий Кадохов.
В Заявлении Совета Федерации сенаторы выражают озабоченность в связи с конфликтом, разгоревшимся в мае этого года между Грузией и Южной Осетией.
В Заявлении отмечается резкая эскалация напряженности, создающая угрозу стабильности на Кавказе. По мнению членов Совета Федерации, была предпринята попытка подвергнуть ревизии решение смешанной контрольной комиссии по урегулированию грузино-осетинского конфликта, а также ряд важных российско-грузинских договоренностей. Совет Федерации отмечает, что именно благодаря деятельности этой комиссии и миротворческим усилиям России на протяжении 12 лет в «зоне грузино-осетинского конфликта не звучали выстрелы и утверждалась мирная жизнь».
Совет Федерации принятием Заявления подтвердил свою принципиальную позицию, которая заключается во всесторонней поддержке усилий по урегулированию конфликта на основе поиска компромисса с использованием политических методов.
Члены СФ выразили уверенность в том, что руководство и парламент Грузии предпримут все необходимые меры для недопущения дальнейшей эскалации конфликта.


2 Июнь 2004 г., среда
В профессиональной политике нет места гендерным отношениям

1 июня в Челябинске прошло заседание Женского политического клуба, на которое был приглашен член Совета Федерации Евгений Елисеев. По словам участниц клуба, в одиночку женщине во власть не пробиться. На ближайших выборах в Городскую Думу милые дамы собираются идти единым фронтом и составить серьезную конкуренцию мужчинам. Евгений Елисеев - политик федерального масштаба, в свое время он десять лет проработал в муниципальном хозяйстве, в должности первого заместителя Главы Челябинска. Женщин интересовала как нынешняя работа сенатора, так и предыдущая, и, конечно, разговор шел о выборах, участии и возможной победе в них представительниц прекрасной половины человечества.
Евгений Александрович поделился с дамами международным опытом парламентаризма, где участие женщин в представительных органах очень велико, и представил ясную картину нашего опыта: «В России политика – жесткая система взаимоотношений и поклонов тут не дождешься». Каждому, кто идет в политику нужно задать вопрос: Для чего это мне нужно? И только после четкого ответа принимать решение.
На вопрос: «Стал бы сенатор голосовать за женщину?», - Евгений Елисеев ответил: – «Прежде всего, я должен знать человека по делам, человек должен быть профессионалом и быть на своем месте. Гендерные отношения тут не при чем. Если женщина подходит по этим критериям, я проголосую за нее двумя руками». И хотя такой ответ устроил не всех, подобные встречи решено сделать регулярными.


1 Июнь 2004 г., вторник
Сенатор идет в «Ва-банкъ»

28 мая Евгений Елисеев посетил редакцию газеты «Ва-банкъ-инфо». С рекламным изданием «Ва-банкъ» южноуральцы познакомились девять лет назад. Став самым популярным изданием в области на рекламном рынке, об этом говорит тираж в 500000 экземпляров, издатели решили завоевать рынок информационный. За короткое время «Ва-банкъ-инфо» успел заработать доверие читателя, публикуя разнообразную и интересную информацию, при этом, не опускаясь до уровня желтой прессы.
Евгений Елисеев рассказал журналистам о своей работе в Совете Федерации, в том числе и в должности заместителя председателя Комиссии по информационной политике, предложил обсудить проект нового закона о СМИ и дать свои поправки в этот проект. В свою очередь журналисты поговорили с сенатором о свободе слова, обсудили ситуации взаимодействия и противодействия власти и работников СМИ, предложили наладить прямое сотрудничество с сенаторами и с Советом Федерации.



© 2002 Пресс-служба Е.А.Елисеева
© 2002 Центр внедрения специализированных систем