Елисеев Евгений Александрович  
 

Архив Новостей


Июнь 2006 г.     
23 Июнь 2006 г., пятница
СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ РАТИФИЦИРОВАЛ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОГОВОРЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В 178-м пленарном заседании Совета Федерации одобрены представленные законы о ратификации международных документов и межгосударственных договоренностей Российской Федерации.

Ратифицирована Конвенция о социально-бытовом обслуживании моряков в море и порту.

Принятый на 74-й сессии Генеральной конференции Международной организации труда в Женеве 8 октября 1987 года документ ставит целью содействовать созданию благоприятных условий для социально-бытового обслуживания моряков. Каждое государство-участник Конвенции берет на себя, в частности, обязательства по предоставлению морякам должного социально-бытового обслуживания в порту и на борту морского судна, зарегистрированного на его территории (исключая военные корабли); обеспечению проведения мероприятий по финансированию социально-бытового обслуживания; обеспечению моряков в портах социально-бытовым обслуживанием независимо от их национальности, расы, пола, вероисповедания, политических убеждений или социального происхождения, а также независимо от государства регистрации судна, на котором моряки работают. Конвенция возлагает на ее участников обязанность проводить проверки соответствия социально-бытового обслуживания моряков их нуждам, меняющимся в зависимости от технических, производственных и других изменений в судоходстве, а также осуществлять сотрудничество с другими государствами по реализации положений Конвенции и обеспечивать сотрудничество между сторонами, занимающимися социально-бытовым обслуживанием моряков.

Ратификация Конвенции, отмечалось в ходе обсуждения, будет способствовать развитию международно-правовой базы в целях объединения и координации усилий государств в сфере обеспечения социально-бытовым обслуживанием моряков в море и порту, что отвечает интересам Российской Федерации.

* * *

Комитет Совета Федерации по международным делам представил заседанию федеральный закон «О принятии Поправки к статье 1 Соглашения об учреждении Европейского банка реконструкции и развития /ЕБРР/, одобренной Советом управляющих Европейского банка реконструкции и развития в городе Лондоне 30 января 2004 года».

Вносимое в первую статью Соглашения об учреждении ЕБРР изменение подлежит принятию в форме федерального закона, было отмечено в ходе заседания Совета Федерации. Дело в том, что Монголия, не являясь страной Центральной и Восточной Европы или страной, раннее входившей в состав страны-получателя банка, не вправе пользоваться его финансовыми ресурсами без внесения Поправки в Соглашение об учреждении ЕБРР. «Целью принятия предлагаемой Поправки является предоставление Монголии такого права».

Принятие Поправки будет содействовать переходу к открытой экономике, а также развитию частной и предпринимательской инициативы и способствовать экономическому прогрессу Монголии, что соответствует духу российско-монгольских добрососедских отношений, подчеркивалось в ходе обсуждения.

Федеральный закон одобрен.

* * *

Совет Федерации ратифицировал «Протокол о внесении изменений и дополнений в Протокол о порядке осуществления контроля за целевым использованием продукции военного назначения, поставляемой в рамках Соглашения об основных принципах военно-технического сотрудничества между государствами-участниками Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года»

Подписанный 22 ноября 2004 года главами правительств государств-членов ОДКБ вносит изменения, касающиеся механизма контроля за целевым использованием поставляемой продукции военного назначения в национальных вооруженных силах. Ратификация Протокола, указывали российские парламентарии, позволит применять в полном объеме Соглашение об основных принципах военно-технического сотрудничества между государствами-участниками Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года и будет способствовать увеличению поставок военной продукции в государства-члены ОДКБ.

* * *

Верхняя палата Федерального Собрания ратифицировала Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Таджикистан о передаче в собственность Российской Федерации оптико-электронного узла «Нурек» системы контроля космического пространства и порядке его функционирования».

Соглашение устанавливает право собственности России на оптико-электронный узел «Нурек», расположенный на территории Республики Таджикистан. Он передается в счет погашения задолженности республики по государственным кредитам перед Россией. Документ определяет общие принципы его использования, порядок функционирования, обеспечения и финансирования. Документ содержит также положения об освобождении ввозимого из Российской Федерации и вывозимого в Россию оборудования, топлива и других материалов, необходимых для функционирования «Нурека», личного имущества и транспорта обслуживающего персонала от взимания таможенных пошлин, налогов и сборов на территории Таджикистана.

* * *

Совет Федерации одобрил закон «О ратификации Договора о статусе Основ законодательства Евразийского экономического сообщества, порядке их разработки, принятия и реализации». Подписанный в Астане 18 июня 2004 года Договор устанавливает единые для государств ЕврАзЭС нормы правового регулирования в базовых сферах правоотношений посредством принятия и реализации Основ законодательства ЕврАзЭС.

Договор направлен на создание международно-правовой базы для проведения согласованной правовой политики и формирования комплексной правовой системы ЕврАзЭС, обеспечивающей развитие интеграционного взаимодействия в рамках Сообщества. В Договоре определяется статус Основ законодательства ЕврАзЭС и унифицированный порядок разработки, рассмотрения, принятия, изменения, приостановления и прекращения их действия.

Договор носит системообразующий характер и имеет ключевое значение для гармонизации законодательств государств-членов ЕврАзЭС.

* * *

Федеральный закон «О ратификации Протокола об утверждении Положения об Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств» ратифицирован в 178-м заседании Совета Федерации.

Подписанный всеми государствами-участниками СНГ за исключением Туркменистана в Москве 21 июня 2000 года Протокол утверждает Положение об Исполнительном комитете СНГ. Им определяется правовой и организационный статус, основные направления деятельности, функции и состав исполкома, полномочия должностных лиц и сотрудников аппарата, а также порядок его финансирования.

Пресс-служба СФ


23 Июнь 2006 г., пятница
АНТОН ИВАНОВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ: «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРАВОСУДИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ – ЗАДАЧА СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ»

23 июня 2006 года на 178-м пленарном заседании Совета Федерации выступил Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации А.А.Иванов с информацией о проблемах, возникающих при рассмотрении дел в Высшем Арбитражном Суде, и мерах по совершенствованию законодательства Российской Федерации.

Последние 15 лет Россия решала задачи построения новой модели общества, коренного переустройства всех сфер жизни. На разных этапах этого строительства перед судебной системой страны вставали самые разнообразные проблемы – от конституционного строительства до борьбы с правонарушениями во всех сферах. Сегодня же, в условиях политической стабильности, на первый план выходит создание ответственного и эффективного правосудия в экономической сфере, подчеркнул А.Иванов, выступая на пленарном заседании Совета Федерации.

В Послании Президента одной из важнейших составляющих экономического процветания России названо стимулирование предпринимательской инициативы во всех секторах экономики. И на пути к решению этой задачи, отметил А.Иванов, все большую роль играет построение ответственных отношений в экономической сфере между бизнесом и государством, которые регулирует система арбитражных судов.

Деятельности арбитражных судов за прошлый год характеризуется значительным увеличением объема работы - общий объем заявлений, поступивших в арбитражные суды, увеличился на 20 с лишним процентов по сравнению с 2004 годом, сообщил А.Иванов. Это более 1,5 миллиона исковых заявлений в год, поданных в арбитражные суды. Из них 1 миллион 170 тысяч (почти три четверти всех дел), подчеркнул А.Иванов, – это споры между бизнесом и властью.

С одной стороны, считает докладчик, увеличение числа обращений в арбитраж - показатель роста доверия к судебной системе. «Это означает, что бизнес идет к цивилизованным формам диалога с государством и бизнесмены спорят друг с другом. То есть не только государство тащит бизнесменов в суды, но и бизнесмены предъявляют требования к государству», - сказал А.Иванов.

Однако «оборотной стороной медали» является серьезное увеличение нагрузки судей. По данным А.Иванова, сегодня на каждого судью арбитражного суда приходится около 60 дел в месяц, то есть, как минимум, три дела в день. И это дела, подчеркнул А.Иванов, от которых зависит экономическая жизнь всей страны: это налоги, споры между акционерами, в том числе и крупнейших предприятий и компаний России, корпоративные захваты, проблема возвращения государственной собственности и многое другое.

Ситуация осложняется еще и тем, заметил А.Иванов, что уже в следующем году истекают полномочия 41 председателя и 125 заместителей председателей арбитражных судов всех уровней. «Утверждение кандидатуры председателя суда занимает от восьми до десяти месяцев, поэтому нужно принять срочные меры, чтобы избежать паралича судебной системы», - заострил внимание на актуальности проблемы А.Иванов. Поэтому Высшим Арбитражным Судом РФ подготовлен проект закона, в котором предлагается временно возложить обязанности председателя и заместителя председателя на лиц, которые до этого занимали эти должности. Такая мера, убежден А.Иванов, позволит избежать безвластия и конфликтов.

Снизить судебную нагрузку и повысить независимость судебной системы во всех ее инстанциях позволит создание арбитражных апелляционных судов, считает А.Иванов. Работа по их организации была начата три года назад. В прошлом году арбитражные апелляционные суды рассмотрели четверть всех исков, поступивших в апелляционную инстанцию. Однако до сих пор из предусмотренных законом 20 судов начали работать только шесть – в Москве, Санкт-Петербурге, Владимире, Кирове и Воронеже, сообщил А.Иванов.

В докладе А.Иванова были отмечены материальные проблемы судов. В ходе реализации федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2002–2006 годы не удалось до конца решить проблему обеспеченности арбитражных судов зданиями и помещениями. Средств, предусмотренных федеральной целевой программой, на реконструкцию и строительство зданий арбитражных судов недостаточно, подчеркнул докладчик. В целях комплексного решения проблемы размещения арбитражных судов нужно построить и реконструировать 63 административных здания, сообщил он. Их реконструкция и ремонт затянутся на десятилетия при прежнем финансировании, отметил А.Иванов и предложил пересмотреть параметры федеральной целевой программы.

Одним из главных направлений работы Высшего Арбитражного Суда является законотворческая деятельность, отметил А.Иванов. В прошлом году Высшим Арбитражным Судом подготовлено более 10 законопроектов, как самостоятельных, так и предусматривающих внесение изменений в существующие законы: в закон об арбитражных судах, в Арбитражный процессуальный кодекс, в Налоговый кодекс, в законы о статусе судей, о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, об обязательном пенсионном страховании, об адвокатской деятельности и адвокатуре и другие.

«Цель всей нашей деятельности в этой сфере, - подчеркнул А.Иванов, - создание эффективной и прозрачной, предсказуемой и устойчивой законодательной системы в сфере экономики. Системы, в которой не останется места ни для злоупотреблений со стороны налогоплательщиков, ни для ошибок налоговых органов. Этот процесс продолжается, и здесь мы рассчитываем на эффективное сотрудничество с Федеральным Собранием».

А.Иванов сказал о трудностях взаимодействия с международными европейскими структурами, в том числе судебными. Арбитражные суды не могут самостоятельно направить за рубеж необходимые документы и получить их с территории иностранных государств, что существенно усложняет оказание международной правовой помощи и удлиняет сроки рассмотрения экономических споров. Проблема настолько остра, заметил докладчик, что при участии в делах иностранных компаний дело сразу же назначается не раньше, чем через шесть месяцев. И в судебной практике наших адвокатских структур возник способ затягивания процесса путем привлечения к делу иностранного юридического лица. Для преодоления сложившейся ситуации подготовлен законопроект, сообщил А.Иванов и попросил сенаторов его поддержать.

Подготовлен и законопроект, направленный на создание действенного механизма предотвращения коррупции в судейском корпусе и повышения доверия к судам, сообщил А.Иванов. Это проект федерального закона о внесении изменений в закон о статусе судей, предусматривающий декларирование судьями, а также претендентами на должность судьи своих доходов и имущества. Пленум Высшего Арбитражного Суда проект поддержал и принял решение о внесении этого законопроекта в Государственную Думу.

Еще один способ повышения доверия – это усиление прозрачности и открытости судебной системы в целом. А.Иванов обратил внимание на тот факт, что с недавнего времени на Интернет-сайте в открытом доступе размещаются все определения коллегий судей о передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда и все решения, принятые по этому делу в предыдущих инстанциях. Таким образом, спорящие стороны и публика могут изучить процедуру движения дела и доводы сторон, а также доводы судов, которые положены в основу их судебных решений, и в конечном итоге понять логику решения Президиума Высшего Арбитражного Суда. Завершается работа по созданию информационной базы, в которой будут собраны все решения по всем делам всех судов арбитражной системы, сообщил А.Иванов.

Другая не менее важная составляющая, считает А.Иванов, – работа на перспективу, на создание и внедрение в оборот в ближайшем будущем системы электронного правосудия. Программа электронного правосудия – это возможность подачи исковых заявлений и совершения всех процессуальных действий в электронной форме, общедоступность информации о движении дела, о решениях, принятых по результатам, контроль за деятельностью судов и даже контроль за соблюдением судьями профессиональных ограничений и конфликтом их интересов в электронном виде. Мировая практика, заметил он, показывает чрезвычайную эффективность этой системы, улучшение качества работы судов, сокращение сроков рассмотрения дел, а также снижение расходов на судопроизводство.

«Перечисленные в докладе основные направления работы арбитражных судов в минувшем году и указанные задачи на ближайшие годы, - сказал в заключение А.Иванов, - преследуют ясную и понятную цель. Впервые в истории России мы создаем полноценную, ответственную, эффективную систему правосудия в экономической сфере, такую систему, которая пользовалась бы равным уважением в России и за ее пределами у общества и у бизнеса. И первые шаги на этом пути уже сделаны».

Информация Председателя Высшего Арбитражного суда РФ А.А.Иванова была принята Советом Федерации к сведению.

Пресс-служба СФ


23 Июнь 2006 г., пятница
ЮРИЙ ЧАЙКА НАМЕРЕН АКТИВИЗИРОВАТЬ ПРАВОЗАЩИТНУЮ ФУНКЦИЮ ПРОКУРАТУРЫ И ПОВЫСИТЬ КООРДИНАЦИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

23 июня 2006 года на 178-м пленарном заседании Совета Федерации Юрий Чайка был утвержден на посту Генерального прокурора Российской Федерации.

Выступая на заседании Совета Федерации, Юрий Чайка назвал главной задачей органов прокуратуры в настоящее время их дальнейшее развитие и модернизацию применительно к динамично развивающимся реалиям общественной жизни, российского законодательства, а также приближение к международным стандартам. «Категорически недопустимыми» он назвал революционные шаги в вопросах совершенствования деятельности прокуратуры. «Нам нужна не революция, а эволюция, - подчеркнул Ю.Чайка, - последовательное разрешение груза накопившихся проблем, правильный выбор приоритетов, акцентирование усилий на решении узловых задач с постепенным освобождением от несвойственных функций и вопросов».

Сконцентрировать главные усилия Ю.Чайка предложил на шести основных направлениях: правозащитная функция; сопровождение реализации приоритетных национальных проектов; повышение координации правоохранительных органов в борьбе с преступностью и усиление законности при проведении следствия и дознания; борьба с коррупцией; углубление международного правового сотрудничества; проведение политики прозрачности и открытости в деятельности прокуратуры. Именно этим направлениям работы было посвящено выступление Ю.Чайки в верхней палате российского парламента:

«Правозащитная функция прокуратуры должна стать системообразующей, поскольку главной задачей любой отрасли прокурорского надзора является защита прав и свобод человека. Общеизвестно, что у нас крайне низок уровень правовой грамотности населения, есть серьезные проблемы с доступностью юридической помощи. Люди, по существу, остаются один на один с произволом и беззаконием со стороны местных властей, чиновников разного уровня, работодателей.

Сегодня усилия всех ветвей власти, и в первую очередь Президента, направлены на улучшение уровня жизни людей, повышение их благосостояния. Однако эта работа невозможна без усиления правовой защиты граждан, в особенности социально уязвимых и малообеспеченных слоев населения. В этих условиях именно органы прокуратуры должны стать тем инструментом, с чьей помощью простой человек может отстоять свои законные права.

Но одним только этим правозащитная функция не ограничивается. Необходимо участие во всех широкомасштабных государственных мероприятиях, направленных на достижение нового качества жизни населения.

Сопровождение реализации приоритетных национальных проектов является важнейшей государственной задачей. Органы прокуратуры должны задействовать весь спектр предусмотренных законом полномочий, чтобы помочь в достижении поставленных Президентом целей. Конечно же, в этом контексте должна рассматриваться и работа по обеспечению единства правового пространства страны. Стройная система законодательных и нормативных правовых актов всех уровней власти сама по себе уже является гарантом защиты и обеспечения прав и свобод человека.

Необходимо отметить, что на этом направлении уже проведена большая работа и достигнуты значительные результаты. Но успокаиваться рано. Мы должны завершить ее на уровне субъектов Российской Федерации и перевести в плановое русло. Это особенно актуально, учитывая проводимую реформу местного самоуправления, передачу субъектам Федерации и муниципалитетам большого числа полномочий. Требуется системный, доскональный анализ всех нормативных правовых актов местного самоуправления. И здесь до благополучия нам еще очень далеко.

Первые же месяцы реализации приоритетных национальных проектов показали, сколь велико количество нарушений закона со стороны местных властей. По сути, это становится реальным тормозом на пути социально-экономического развития страны. Мириться с таким положением нельзя, и здесь у органов прокуратуры широчайшее поле для работы.

Повышение координации правоохранительных органов в борьбе с преступностью и усиление законности при проведении следствия и дознания. Не первый год продолжается дискуссия о разделении функций расследования и надзора, необходимости выделения следствия из прокуратуры и создания самостоятельного следственного ведомства. Несомненно, стратегический и концептуальный путь развития заключается именно в таком подходе, хотя уверен, что при любой модели прокуратура должна остаться субъектом следствия.

Однако этот вопрос не следует решать поспешно, сгоряча. Мы попросту можем сломать то, что имеем, не построив ничего взамен. Подобный печальный опыт есть уже у наших коллег из соседних стран. В итоге им пришлось возвращаться к прежней модели. Поэтому насущной задачей на сегодняшнем этапе является повышение качества следственной работы в существующих условиях. Для этого внутри самой системы прокуратуры есть и силы, и средства, и резервы далеко не исчерпаны.

В то же время необходимо наладить полноценное межведомственное взаимодействие всех органов, участвующих в выявлении, раскрытии и расследовании преступлений. Для повышения эффективности борьбы с преступностью требуется усилить оперативность и работоспособность координационного совещания руководителей правоохранительных органов. Естественно, это одновременно должно сопровождаться и повышением качества государственного обвинения. Недостаточно лишь обеспечить участие обвинителей по всем рассматриваемым в судах делам. Современный уголовный процесс стал по-настоящему состязательным и ошибок и недоработок не прощает. Такая ситуация требует постоянного повышения квалификации сотрудников, и это должно стать неизменной заботой руководителей прокуратуры.

Безусловно, особое место органы прокуратуры должны уделять борьбе с фашистскими и экстремистскими проявлениями. Для этого у них есть все необходимые силы и средства. Поэтому необходимы только принципиальная позиция и оперативность реагирования на такого рода факты. Эта сфера будет находиться под постоянным контролем руководства Генеральной прокуратуры.

Борьба с коррупцией. Трудно, пожалуй, переоценить общественную опасность этого явления. Очень многие наши проблемы в экономической и социальной жизни являются ничем иным, как результатом засилья коррупции. Поэтому своевременное вскрытие таких фактов, принципиальность реагирования и обеспечение неотвратимости наказания для коррупционеров – основная задача всех правоохранительных органов, и в первую очередь прокуратуры.

Неслучайно в недавнем Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин особенно акцентировал внимание на необходимости ужесточения антикоррупционных усилий. В этой связи особого внимания в расследовании требуют случаи использования прокуратуры или отдельных ее работников в так называемых корпоративных войнах. Прокуратура по определению не может быть инструментом в конкурентной борьбе. И использование при этом уголовно-правовых полномочий недопустимо вдвойне. Все это также является элементами коррупции и будет жестко пресекаться со всеми надлежащими выводами.

В то же время сразу хочу заявить, что не намерен проводить массовые зачистки и устраивать "охоту на ведьм". В основной своей массе сотрудники органов прокуратуры – это порядочные, высокопрофессиональные люди, стоящие на страже закона.

Важнейшей сферой деятельности прокуратуры является международно-правовое сотрудничество. В условиях глобализации и роста транснациональной преступности невозможно вести войну с криминалом в одиночку. Особенно это касается борьбы с терроризмом. Не надо видеть в иностранных коллегах исключительно критиков существующего у нас положения. Большинство из них открыто к сотрудничеству, заинтересовано в нем. Имеющийся опыт показывает, что партнерские отношения позволяют добиваться необходимых результатов, значительно увеличивают эффективность работы. Нам необходимо не только научиться правильно использовать уже существующий международно-правовой инструментарий, но и подойти к разработке и применению новых форм и методов работы. Это касается взаимодействия как в двустороннем формате, с отдельными странами, так и с международными институтами в целом.

Активная международная деятельность является одним из элементов политики прозрачности и открытости в деятельности прокуратуры. Считаю, что прозрачность и открытость нашей работы, понимание обществом принимаемых решений, своевременное разъяснение позиции позволяют не допускать или вовремя снизить ненужное, а порой искусственно нагнетаемое напряжение.

Несомненно, прокуратура является независимым и самостоятельным органом, занимающим особое положение в системе государственной власти. Однако полагаю неправильной, если можно так выразиться, самоизоляцию прокуратуры, некоторую ее отстраненность от реализуемых в стране планов. Прокуратура не должна ограничиваться надзором за законностью деятельности органов исполнительной власти, а стать их партнером по проведению в жизнь наиболее важных задач, обеспечивая безусловное исполнение законов.

Не менее важным является и полноценное взаимодействие с органами законодательной власти. Был бы крайне признателен вам, если бы совместными усилиями нам удалось выстроить механизм эффективного сотрудничества между прокуратурой и парламентом. Надеюсь, активное участие в этой работе примут и Общественная палата, институты гражданского общества, общественные организации.

Участие представителей общественных и правозащитных организаций в обсуждении концептуальных вопросов деятельности дает возможность для выработки взвешенных решений. Кстати, подобный опыт у нас уже есть. Практика деятельности общественных советов при руководителях государственных органов показывает их высокую эффективность. Поэтому полагаю целесообразным создание такого совета, в который могли бы войти представители широко известных организаций.

Очевидно, что нам предстоит большая и ответственная работа, цели и задачи которой продиктованы самой жизнью.

Решить груз накопившихся проблем в одиночку, конечно же, невозможно. В этой связи я очень рассчитываю на поддержку наших начинаний с вашей стороны, со стороны депутатов Государственной Думы, членов Общественной палаты, представителей всех слоев общества, заинтересованных в укреплении российской государственности на принципах законности и правопорядка. Только совместными усилиями нам удастся достигнуть необходимых обществу результатов».

* * *

Далее Ю.Чайка ответил на вопросы сенаторов. Член Совета Федерации В.Новиков задал вопрос докладчику о планах по борьбе с коррупцией. «План, бесспорно, есть, - ответил Ю.Чайка. - Я сказал, что начинать надо с себя, с прокуратуры, нужно повышать эффективность работы координационного совещания правоохранительных органов». Для совершенствоваения законодательной базы в этой сфере необходимо прилагать совместные с законодателями усилия, подчеркнул Ю.Чайка.

Сенатор А.Дзасохов задал вопрос о наличии у прокуратуры ресурсов для усиления профилактической работы, особенно применительно к упреждению террористических актов, ликвидации пособнической базы, искоренению политического и других видов экстремизма. Прежде всего, считает Ю.Чайка, необходимо наладить межведомственное сотрудничество – прокуратура, Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности и все остальные правоохранительные органы. Во-вторых, надо активизировать профилактическую деятельность. Он предложил вернуть статью 140 Уголовно-процессуального кодекса, по которой следователь был обязан вскрывать причины и условия, способствовавшие преступлению. Эта информация, по мнению Ю.Чайки, позволит систематизировать данные и углублять свои общие подходы к антитеррористической и профилактической деятельности.

В.Петренко обратила внимание на необходимость создания структуры в системе правоохранительных органов, которая могла бы четко и жестко отстаивать права детей в Российской Федерации. Эти функции, ответил ей Ю.Чайка, исполняет управление общего надзора в структуре прокуратуры, где есть соответствующие отделы. «Может быть, что-то они не дорабатывают, - заметил Ю.Чайка, - но прокуратуре в сегодняшних условиях надо оставить функции общего надзора и активизировать их».

После ответов на вопросы состоялось голосование. Кандидатура Ю.Чайки на пост Генерального прокурора Российской Федерации была поддержана 147 сенаторами из 148 участвовавших в голосовании. Председатель СФ С.Миронов поздравил Ю.Чайку с назначением на пост Генерального прокурора.

* * *

Согласно требованиям законодательства на пленарном заседании Совета Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка принес присягу:

«Клянусь при осуществлении полномочий Генерального прокурора Российской Федерации свято соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, защищать права и свободы человека и гражданина, охраняемые законом интересы общества и государства».

Принесение присяги было скреплено личной подписью Генерального прокурора РФ Ю.Чайки.

Пресс-служба СФ


23 Июнь 2006 г., пятница
СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ УТВЕРДИЛ ЮРИЯ ЧАЙКУ В ДОЛЖНОСТИ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА РФ

По представлению Президента России в пленарном заседании Совета Федерации в должности Генерального прокурора РФ утвержден Юрий Чайка. Результаты тайного голосования таковы: 147 голосов «за», 1 – «против».

Новый Генеральный прокурор РФ принес присягу.

Перед голосованием кандидат на высокую должность изложил парламентариям свое видение основных направлений деятельности Генерального прокурора России, ответил на многочисленные вопросы членов Совета Федерации.


8 Июнь 2006 г., четверг
Будет ли реформа СФ?

Президент Татарии Минтимер Шаймиев предложил реформировать Совет Федерации после отставки четырех сенаторов и ареста пятого. По его мнению, верхняя палата российского парламента должна состоять из вице-губернаторов и вице-спикеров региональных соответственно правительств и законодательных собраний. Член Совета Федерации от Челябинской области Евгений Елисеев комментирует это предложение:

- В предложениях президента Татарстана Шаймиева, конечно же, есть целый ряд рациональных зерен. Самым важным аргументом, который подчеркивает президент, это политическая самостоятельность субъекта федерации, который по Конституции имеет два представителя в Верхней палате Российского парламента. И если это будет депутат законодательного собрания, в ранге вице-спикера, и вице-губернатор, это, как правило, люди из самого субъекта. На сегодняшний день много субъектов Российской Федерации представлены не своими представителями, а представителями других субъектов, столицы, различных организаций. Я не могу сказать, что это однозначно плохо, но некоторым субъектам все-таки навязывалось мнение о делегировании в Совет Федерации того или иного представителя, который на самом деле не являлся должностным лицом этого субъекта.
Другое рациональное зерно заключается в том, что с практической точки зрения, конечно же, депутат регионального парламента, вице-губернатор конкретного субъекта федерации реально представляют проблемы региона, те задачи, которые необходимо решать в реальном режиме времени и на среднесрочную и долгосрочную перспективы. Эти люди, конечно, более предметно и качественно будут представлять субъект федерации в российском парламенте.
Но, есть некоторые вопросы, которые не согласованы с действующим законодательством. Да, возможна реализация предложений президента Татарстана, но в таком случае, я задаю риторический вопрос, а почему нельзя было оставить в Совете Федерации Председателей ЗСО и Губернаторов. Потому что с правовой точки зрения должностное лицо исполнительной власти не может заниматься законодательной деятельностью. Если все-таки пойти на изменение этой нормы, согласиться с ней, значит надо внести серьезные поправки в целый пакет действующих законов. Это вопрос политической воли, и он должен пройти обсуждение и в администрации Президента, и в Государственной Думе, и в Совете Федерации.
- Как могут повлиять события с отставкой сенаторов на скорость этих изменений в формировании парламента?
- Главное не в этих событиях, главное в другом, чтобы субъект федерации, обладая конституционным правом, вместе с федеральной властью делегировал в верхнюю палату парламента, действительно авторитетных, знающих проблемы региона в целом и не понаслышке. И это вопрос, который выходит на более общий вопрос, который сегодня принципиально важен в целом для России, вопрос подбора кадров. Важно на любом уровне власти подобрать действительно профессиональных авторитетных, знающих людей, и это не так то просто. Безусловно, в России их немалое количество, но система подбора кадров требует серьезного совершенствования. И вот выступление Минтимера Шаймиева как раз из этой области, из области совершенствования подбора кадров.


6 Июнь 2006 г., вторник
Сенаторы познакомились с опытом Смоленской области в сфере информационных технологий

Комиссия Совета Федерации по информационной политике и секция "Информационные технологии и коммуникации" Сенаторского клуба провели в Совете Федерации семинар-совещание "Использование современных информационно-коммуникационных технологий в целях обеспечения прозрачности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления". Вели заседание председатель комиссии Совета Людмила Нарусова и ее первый заместитель - Евгений Елисеев.

Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-центре администрации Смоленской области, в работе совещания приняли участие руководители департаментов, отделов и ведущие эксперты Администрации Президента, аппарата Правительства, палат Федерального Собрания, Высшего Арбитражного Суда, Счётной палаты, Центризбиркома, Минэкономразвития, Мининформсвязи, Минюста, Минкультуры, ФСО, других федеральных органов власти, руководители и начальники департаментов органов власти субъектов Федерации, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы.

Перед участниками семинара выступил начальник Управления информатики и телекоммуникаций администрации Смоленской области Петр Лопашинов. Он рассказал о результатах работы по внедрению современных информационно-коммуникационных технологий в целях обеспечения прозрачности деятельности органов государственной власти субъекта Федерации и местного самоуправления в области. Петр Лопашинов особо остановился на эффективном сотрудничестве Минэкономразвития России и администрации Смоленской области в рамках реализации сразу нескольких направлений Федеральной целевой программы "Электронная Россия".

Одним из ярких примеров такого сотрудничества было создание 30 центров общественного доступа на базе сельских библиотек удаленных районов Смоленщины. Эти центры стали площадками, на которых жители удаленных поселений получили возможность реально применить современные компьютерные технологии для удовлетворения своих нужд и получения информационных услуг от региональных и местных властей.


3 Июнь 2006 г., суббота
Совет Федерации обсудил проблему жестокого обращения с детьми

В Международный день защиты детей в Совете Федерации РФ прошел круглый стол по одной из самых актуальных и острых проблем - жестокое обращение с детьми как причина социального сиротства.

В начале заседания председатель подкомиссии Совета Федерации по вопросам детского благосостояния Евгений Елисеев отметил, что государство должно сделать все необходимое для восстановления социально-правового, психологического статуса, психического и физического здоровья каждого пострадавшего от насилия ребенка. В первую очередь в так называемую "группу риска" попадают дети из неблагополучных семей. В большинстве таких случаев насилие над детьми остается нераспознанным. Как правило, неблагополучные семьи не обращаются за помощью, а сами дети крайне редко сообщают о случаях жестокого обращения. За последние годы увеличилось число детей, воспитывающихся в неполных семьях, а также детей, родившихся вне брака. Вынужденная миграция семей также неблагоприятно отразилась на детях. Среди причин жестокого обращения были названы социальные и психические болезни родителей, недостаточная родительская компетентность и отсутствие привязанности к ребенку, а также семейные традиции, допускающие насилие и жестокость по отношению к детям. Однако объективной картины у государства нет.Чтобы правильно оценить масштабы проблемы и принять адекватные меры по ее решению необходимо усовершенствовать формы статистической отчетности по данной проблеме, считают участники круглого стола. Нужна ежегодная статистика по положению детей, обобщенная по всем министерствам и ведомствам, занимающимся данными вопросами. Необходимо улучшить законодательство, позволяющего разделить понятия "жесткое обращение" и "насилие", правоприменительную практику, наладить межведомственную работу. Судья Верховного суда Республики Удмуртия Ольга Першаева считает, что следует пересмотреть ряд вопросов, касающихся лишения родителей прав на ребенка. В частности, при лишении прав родителей-алкоголиков выселять из квартиры следует их, а ребенка оставлять проживать на жилплощади вместе с опекунами, а не отправлять в детдом.


2 Июнь 2006 г., пятница
Владимир Устинов освобожден от должности Генерального прокурора РФ

Открывая заседание, Председатель Совета Федерации проинформировал палату о том, что накануне Президент России внес на рассмотрение Совета Федерации представление об освобождении Владимира Устинова от должности Генерального прокурора РФ.

Член Совета Федерации Федерального Собрания РФ Евгений Елисеев, прокомментировал УрБК это событие. Накануне заседания вечером поступило представление Президента РФ в Совет Федерации об освобождении от занимаемой должности генерального прокурора Владимира Устинова на основании личного заявления генпрокурора.
«Это право каждого человека, которым Устинов воспользовался», — отметил Е. Елисеев.
По словам сенатора, Совет Федерации обсуждал этот вопрос недолго. «Мы с генпрокурором встречаемся несколько раз в год, хорошо понимаем содержание работы генпрокуратуры. В результате обсуждения члены СФ единогласно проголосовали за представление Президента об освобождении Устинова от занимаемой должности", — сообщил Е. Елисеев.
«Устинов проработал достаточно эффективно, и сама должность требовала колоссальной энергии»,— подчеркнул Е. Елисеев. Как отметил сенатор, вопрос о преемнике в повестке дня не стоял, и широкого обсуждения эта тема не имела.


2 Июнь 2006 г., пятница
СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ПРЕДСТАВИЛ ДОКЛАД О ПОЛОЖЕНИИ ДЕТЕЙ В РОССИИ

2 июня 2006 года на 177-м пленарном заседании Совета Федерации председатель Комитета СФ по социальной политике Валентина Петренко представила Доклад Совета Федерации "О положении детей в Российской Федерации".

Доклад Совета Федерации "О положении детей в Российской Федерации" представила на пленарном заседании палаты инициатор подготовки этого документа - председатель Комитета СФ по социальной политике Валентина Петренко. В основу легли материалы субъектов Российской Федерации, Генеральной прокуратуры, МВД и многих других министерств и ведомств. В течение года парламентарии и специалисты работали над созданием документа, в котором дан всесторонний анализ всех самых актуальных проблем детей, отметила В.Петренко.

Представляя доклад, В.Петренко выразила уверенность в том, что Доклад и предложенные в нем пути решения проблем помогут в разработке механизмов реализации Послания Президента РФ в сфере детства, материнства и семьи.

В.Петренко выделила основные проблемы детства, которые нашил свое отражение в Докладе. Это, прежде всего, сокращение детского населения, резкое снижение здоровья детей, нарушение прав детей и рост алкоголизации и наркоманизации среди несовершеннолетних граждан. В подтверждении актуальности этих проблем В.Петренко привела данные органов власти, статистики, правоохранительных органов и уполномоченных ведомств.

Сегодня в России детей меньше, чем трудоспособного населения. Детей дошкольного возраста всего 6,8 миллионов человек. При этом негативные тенденции зафиксированы в отношении здоровья детей: 52% детей имеют функциональные отклонения, 16% имею хронические заболевания. Всего 5% выпускников средних школ признаются здоровыми. Серьезной проблемой стала инвалидизация детского населения и защиты прав этой категории детей. Реабилитацию проходят лишь 30% детей, не всем детям-инвалидам доступно образование. Все это говорит об одном, подчеркнула В.Петренко, не ставится цель по интеграции детей – инвалидов в общество.

Ухудшается с каждым годом ситуация с организацией детского питания. Вдвое по России сократилось количество школьников, питающихся в учебных заведениях. Лишь 15% школьников сегодня принимают горячую пищу. В.Петренко считает необходимым принять федеральную целевую программу по детскому питанию.

Алкоголизм и наркомания, возросшие в детской среде за последние годы в разы, становятся причиной роста детской преступности. Адекватных комплексных мер не принимается. Статистика по количеству безнадзорных и беспризорных детей отсутствует, как и программа профилактических мероприятий, заметила В.Петренко.

Свое мнение по данному вопросу высказали А.Дзасохов, З.Драгункина, В.Лихачев, М.Лапшин, П.Волостригов, Ю.Солонин, Л.Пономарева, Г.Хрипель. Высказывались предложения по организации детского здравоохранения, детского досуга и по проведению государственной идеологии в отношении детей и подростков. Вторая группа предложений, высказанных сенаторами, связана с необходимостью создания в России федерального органа, контролирующего соблюдение прав детей. Председатель Совета Федерации Сергей Миронов поддержал идею формирования этого института и предложил назначить на пост Уполномоченного по правам ребенка Валентину Петренко, много и последовательно работающую для защиты конституционных прав детей.

Прксс-служба СФ


2 Июнь 2006 г., пятница
СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ПРИНЯЛ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПО ОТЧЕТУ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РФ О РАБОТЕ В 2005 ГОДУ

177-е заседание Совета Федерации одобрило текст постановления, подготовленного по отчету о работе Счетной палаты РФ /СП/ в 2005 году.

В нем, в частности, отмечается, что деятельность Счетной палаты в минувшем году осуществлялась в условиях внедрения в бюджетный процесс элементов среднесрочного финансового планирования и разработки механизмов программно-целевого бюджетирования, ориентированного на результат.

В постановлении указывается, что в прошлом году Счетной палатой было проведено 552 контрольных и экспертно-аналитических мероприятия. По поручениям палат Федерального Собрания РФ проведено 18 контрольных мероприятий, в том числе 5 - по обращениям членов Совета Федерации. По итогам проверок Правительству и министерству финансов, главным распорядителям средств федерального бюджета, другим участникам бюджетного процесса было направлено 440 представлений и предписаний Счетной палаты, 68 процентов которых было исполнено.

Общий объем вскрытых Счетной палатой в 2005 году нарушений в финансово-бюджетной сфере составил 122,7 млрд рублей. Объем нецелевого использования бюджетных средств составил 1,1 млрд рублей. Устранено, как отмечается в постановлении, финансовых нарушений на сумму 2,2 млрд рублей. В правоохранительные органы было представлено 93 материала проверок Счетной палаты, по результатам которых было возбуждено 257 уголовных дел.

Анализ формирования и исполнения федерального бюджета за последние годы, проведенный Счетной палатой, констатируют законодатели, показывает, что федеральными органами исполнительной власти в ходе его составления и исполнения допускаются многочисленные отступления от установленных бюджетных норм и заданий. В заключении Счетной палаты по отчету Правительства России об исполнении закона «О федеральном бюджете на 2004 год», указывается в постановлении, было отмечено, что в ходе исполнения бюджета-2004 допущены нарушения 30 статей Бюджетного кодекса РФ, а также обращено внимание на несоблюдение норм иных актов российского законодательства. Не обеспечивается реализация в полном объеме требований Бюджетного послания Президента РФ Федеральному Собранию, в частности не приняты меры по совершенствованию администрирования налога на добавленную стоимость, налогообложения дивидендов, получаемых российскими юридическими лицами от инвестиций в дочерние общества, не переработана система платежей за негативное воздействие на окружающую среду, не завершена работа по инвентаризации организаций государственного сектора экономики, не решены задачи повышения ритмичности расходования средств федерального бюджета, не обеспечен достаточный контроль со стороны главных распорядителей средств федерального бюджета за обязательствами находящихся в их ведении организаций и учреждений, подчеркивает Совет Федерации.

Верхняя палата российского парламента рекомендовала Счетной палате уделить особое внимание совершенствованию методологии осуществления аудита эффективности использования бюджетных средств и усилить экспертно-аналитическое направление своей деятельности. Совет Федерации предложил Счетной палате совершенствовать методы контроля за исполнением представлений и предписаний СП, провести проверку эффективности использования средств федерального бюджета и целевых иностранных кредитов (займов) международных финансовых организаций, выделенных на дорожное хозяйство в 2005 году.

В постановлении содержатся рекомендации Правительству РФ повысить эффективность исполнения членами Кабинета министров, другими руководителями федеральных органов исполнительной власти представлений и предписаний Счетной палаты.

Пресс-служба СФ


2 Июнь 2006 г., пятница
СЕНАТОРЫ ОБЛЕГЧИЛИ ЖИЗНЬ РОССИЙСКИМ РЫБАКАМ

2 июня 2006 года на 177-м пленарном заседании Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в статью 9 Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» и статью 6 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

На облегчение пересечения государственной границы российскими рыбопромысловыми судами, ведущими промысел «во внутренних морских водах, территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации» направлены изменения в закон «О государственной границе РФ». Его одобрил 2 июня 2006 года на 177-м пленарном заседании Совет Федерации.

Отныне пограничные органы наделяются полномочиями разрешать российским рыбакам неоднократно пересекать государственную границу в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Это позволит значительно сэкономить время и минимизировать экономические затраты. Кроме того, закон упростит пограничные формальности для членов экипажей при промысле без захода в иностранные порты, погрузки, выгрузки, перегрузки уловова на иностранные суда, а также российские суда, которые уже прошли пограничный контроль.

Пресс-служба СФ


2 Июнь 2006 г., пятница
РУБЛЮ НУЖЕН СВОЙ ГРАФИЧЕСКИЙ СИМВОЛ

2 июня 2006 года на 177-м заседании Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Представляя закон «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» председатель Комитета СФ по финансовым рынкам и денежному обращению Сергей Васильев объяснил, что до сих пор отсутствует графическое изображение рубля. Представленный закон предусматривает введение такого символического обозначения.

Закон направлен на повышение престижа национальной валюты, способствует ее дальнейшему укреплению и достижению реальной конвертируемости, позволит рублю стать средством международных расчетов, отметил С. Васильев.

Совет Федерации проголосовал за одобрение данного закона.

Пресс-служба СФ



© 2002 Пресс-служба Е.А.Елисеева
© 2002 Центр внедрения специализированных систем