Елисеев Евгений Александрович  
 

Архив Новостей


Июль 2005 г.     
15 Июль 2005 г., пятница
Совет Федерации: законотворчество ради блага страны

Председатель Совета Федерации С.М.Миронов подвел итоги весенней сессии 2005 года.

Подошла к концу весенняя сессия Совета Федерации. Важным событием в ходе ее работы стало обращение Президента Российской Федерации с Посланием к Федеральному Собранию. В нем глава государства сформулировал основы политики, устремленной в будущее, но сохраняющей преемственность стратегических ориентиров развития страны.

Совет Федерации, полностью разделяя фундаментальные принципы и долгосрочные цели государственной политики, выступил с инициативой разработки на основе Посланий Президента России специальных программ, содержащих конкретные меры и действия всех органов власти. Вчера мы приняли такую программу Совета Федерации и, тем самым, использовали в нашей работе программно-целевой подход.

Совет Федерации, как палата регионов, выступил с инициативой согласовывать стратегии и программы социально- экономического развития субъектов Российской Федерации с общенациональными приоритетами развития. Эта инициатива, встретив единодушную поддержку регионов, была закреплена решением Совета законодателей от 28 июня этого года.

Совет Федерации вышел в этом полугодии на качественно новый этап создания единой системы мониторинга правового пространства России. Был обнародован первый Доклад Совета Федерации «О состоянии законодательства в Российской Федерации». Результаты этой работы были оценены Президентом России и нашли отражение в его Послании Федеральному Собранию.

Все это позволило в значительной степени по-новому определить полномочия и позицию Совета Федерации в законотворческом процессе по важнейшим вопросам, входящим в его компетенцию.

Важную и плодотворную работу в процессе подготовки к рассмотрению законов на заседаниях палаты выполняли Комитеты и Комиссии Совета Федерации. Так Комитет по вопросам местного самоуправления выступил в качестве ответственного и соисполнителя по 190 законам, Комитет по бюджету - по 148,

Комитеты по правовым и судебным вопросам, по обороне и безопасности - по 125, Комитет по делам Федерации и региональной политике - по 111 законам.

В сфере государственно-правового строительства основное внимание уделялось совершенствованию институтов демократии и формированию гражданского общества, развитию федеративной, муниципальной политической и административной реформ.

В этих целях были одобрены важные федеральные законы '"Об Общественной палате Российской Федерации", "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах. Их значение не ограничивается только совершенствованием избирательной системы. Уверен, что они будут содействовать укреплению гражданского общества в России.

В период весенней сессии Советом
Федерации была проделана подготовительная работа к введению в действие еще одного чрезвычайно важного закона - «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Эта проблема была также в центре внимания Дней Совета Федерации, которые состоялись в Великом Новгороде в апреле этого года.

13 апреля 2005 года в Кремле было
проведено заседание Совета законодателей, на котором был рассмотрен ход реформы местного самоуправления и обсуждены первоочередные задачи по ее законодательному обеспечению. В его работе принял участие Президент Российской Федерации.

Сегодня одобрен еще один закон из этого же пакета - «О государственной регистрации уставов муниципальных образований».

Начало работы весенней сессии совпало по времени с началом реализации 122-ого Федерального закона «о монетизации» льгот и усложнением в этой связи социальной обстановки. Члены Совета Федерации, со своей стороны, сделали все возможное, чтобы выправить сложившееся положение. Совет Федерации инициировал подготовку Социальной стратегии, для чего был создан специальный Координационный совет при Председателе палаты.

Большой объем работы выполнен и в плане совершенствования приняты нормы, экономической политики государства. В короткий срок направленные на решение поставленных Президентом задач по либерализации условий функционирования бизнеса, стабилизации гражданского оборота, расширению возможностей свободного предпринимательства и сферы приложения капитала. В частности, был законодательно отменен налог на наследство и дарение, упрощен механизм легализации накопленных в предыдущий период капиталов, что должно создать стимулы для дополнительного притока инвестиций в экономику.

Важнейшее значение имеют и принятые изменения в федеральный бюджет на 2005 год. За счет дополнительных доходов найдены средства на повышение пенсий, поддержку ветеранов Великой Отечественной войны, повышение денежного содержания военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, заработной платы работников бюджетной сферы. Значительно увеличены межбюджетные трансферты субъектам Российской Федерации.

Хорошо известна позиция Совета Федерации в сфере международных отношений. Это, прежде всего, укрепление позиций России в мире, усиление международного сотрудничества в области борьбы с терроризмом, в первую очередь, на пространстве СНГ. Для развития соответствующей законодательной базы был ратифицирован ряд серьезных международных договоров и соглашений. Ратифицированы соглашения с Казахстаном и Киргизией об обеспечении совместной безопасности, с Казахстаном - о развитии сотрудничества по эффективному использованию комплекса «Байконур», с Китайской Народной Республикой - о российско-китайской государственной границе на ее Восточной части.

Активно выполнял Совет Федерации и другие конституционные полномочия. За прошедший период было проведено 12 «правительственных часов».

Заинтересованность Правительства во взаимодействии с Советом Федерации проявилась в том, что перед его членами выступили почти все ключевые министры и Генеральный прокурор Российской Федерации.

В рамках проведения кадровой государственной политики Совет Федерации провел назначения на должности Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации и других высших должностных лиц судебных органов Российской Федерации.

Для формирования позиции законодателей по стратегически важным вопросам государственно-правового и социально-экономического развития России Советом Федерации поддерживался активный диалог с представителями всех сторон, заинтересованных в их законодательном обеспечении. За указанный период было проведено 7 парламентских слушаний, около 80 «круглых столов» и других мероприятий. В их числе: международная конференция «Проблемы гармонизации российского законодательства с нормами международного права при разработке технических регламентов»; Третья Всероссийская научно-практическая конференция «Мониторинг законодательства и правоприменительной практики»;

конференция «Здоровье населения Российской Федерации. Проблемы законодательного обеспечения»; III Всероссийский энергетический форум «ТЭК России в XXI веке»; семинар «Научные основы национальной безопасности Российской Федерации» и другие.

В июне состоялся очередной девятый Петербургский международный экономический форум, который стал ярким событием в экономической и политической жизни не только России, но и многих других стран Ближнего и Дальнего зарубежья. В работе форума приняли участие Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, Президент Азербайджана Ильхам Алиев и многие другие высокопоставленные политические деятели.

Количество участников нынешнего форума было беспрецедентным - более 4000 человек из 60 стран мира.

Большое внимание Совет Федерации уделял развитию межпарламентских связей. Делегации Совета Федерации участвовали в работе Ассоциации европейских сенатов, Конгресса местных и региональных властей Европы, Парламентской ассамблеи Черноморского экономического сотрудничества. Члены Совета Федерации принимали активное участие в работе практически всех межпарламентских организаций.

Результатом их деятельности явилось укрепление позиций российских парламентских институтов на международной арене.

Нарастающий авторитет Совета Федерации внутри страны и за рубежом потребовал особой ответственности его Аппарата. Его работа в период весенней сессии отличалась высоким качеством, о чем свидетельствовало проведение в этот период большого числа различных форумов, "круглых столов", конференций и других мероприятий.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2005 года успешно справился с его конституционными обязанностями.

Пресс-служба СФ


15 Июль 2005 г., пятница
Заседание Временной комиссии Совета Федерации по подготовке законодательных предложений по противодействию терроризму

14 июля 2005 года в Совете Федерации состоялось заседание Временной комиссии Совета Федерации по подготовке законодательных предложений по противодействию терроризму. Открыл и провел заседание Председатель Совета Федерации Сергей Миронов.

В заседании комиссии приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители Администрации Президента РФ, федеральных органов исполнительной власти.
Отвечая на вопросы журналистов по завершению заседания, Сергей Миронов рассказал, что его участники рассмотрели проблемы реализации мероприятий по противодействию терроризму, предусмотренные постановлением Совета Федерации «О неотложных мерах по противодействию терроризму, законодательных предложениях Совета Федерации по обеспечению безопасности граждан и укреплению национальной безопасности Российской Федерации».
По мнению Председателя Совета Федерации этим постановлением было заложено прямое указание по активизации законодательной деятельности и созданию специальных норм, направленных на противодействие террористической деятельности. Палатой была проведена сложная и эффективная работа. По словам С. Миронова основная нагрузка легла на Комитеты по конституционному законодательству, по правовым и судебным вопросам, по обороне и безопасности.
В поле зрения Совета Федерации в настоящее время находятся 34 федеральных закона и 13 проектов федеральных законов, направленных на пресечение террористической деятельности. В частности, в первом чтении рассмотрен проект закона о противодействии террористической деятельности, внесены изменения в федеральный закон об обороне, позволяющие вооруженным силам России на законных основаниях участвовать в проведении контртеррористических операциях. Тем не менее, мониторинг действующего законодательства показывает, что оно морально устарело. Нужны новые решения по обеспечению безопасности, подчеркнул Председатель Совета Федерации.
По словам С. Миронова Россия до конца этого года намерена ратифицировать 13 международных договоров и соглашений. Это важно для объединения усилий международного сообщества в борьбе с терроризмом.
Заместитель Генерального прокурора Владимир Колесников обратил внимание на то, что в настоящее время не все средства используются для борьбы с терроризмом. По его мнению, не сформировано правовых механизмов для эффективной борьбы, отсутствует система предупреждения террористических угроз и ликвидации последствий террористических актов. Большое внимание должно быть уделено обеспечению безопасности на транспорте. «Законодательное регулирование механизмов безопасности должно обеспечить благополучие родных и близких нам людей», подчеркнул В.Колесников.
Председатель Комитета по обороне и безопасности Виктор Озеров отметил, что проект федерального закона о противодействии террористической деятельности необходимо принимать и попросил обратиться к Президенту РФ с просьбой содействовать этому. Он обратил внимание на то, что нужно пересмотреть концепцию национальной безопасности, так как она была принята еще в 2000 году. Также особое значение имеет реализация договора коллективной безопасности.
По мнению В.Озерова не менее важно и достойное финансовое обеспечение силовых структур, которое должно быть внесено в бюджет отдельной строкой. Необходимо чтобы при разработке бюджета и утверждении государственного оборонного заказа были учтены нужды военных.
Министр юстиции Юрий Чайка проинформировал, что в настоящее время ведется разработка общеевропейского регистра всех нормативных актов и понятий, используемых в них. Это поможет унифицировать законодательство России и Европы. По словам Ю.Чайки, в текущем году Россия планирует присоединиться к Европейской Конвенции о борьбе с терроризмом.
Недостаточным назвал Министр юстиции законодательство о миграции. Он обратил внимание на то, что страны должны уделять большое внимание пограничному контролю. В настоящее время в России не создана эффективная система миграционного контроля за иностранными гражданами.
Ю.Чайка подчеркнул, что принятие закона о противодействии террористической деятельности необоснованно затягивается. Это, по его словам, порождает несогласованность действий силовых органов.
Член Комитета по правовым и судебным вопросам Исса Костоев предложил дополнить уголовно-процессуальный кодекс новой главой об особенностях расследования дел о террористической деятельности. Он пояснил, что это связано с необходимостью конфиденциальности в расследовании этой категории дел.
Одним из итогов работы Временной комиссии Совета Федерации по подготовке законодательных предложений по противодействию терроризму стало решение об обращении в Государственную Думу с предложением максимально ускорить работу по принятию закона о противодействии террористической деятельности.

Пресс-служба СФ


14 Июль 2005 г., четверг
Госзакупки станут "прозрачными"

Закон урегулирует порядок размещения государственных заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг. Докладчик – первый заместитель председателя Комитета СФ по промышленной политике С.Шатиров отметил, что задача по обеспечению прозрачности государственных закупок была поставлена Президентом РФ в Послании Федеральному Собранию.

С.Шатиров подчеркнул, что закон прошел серьезную доработку. Были учтены поправки Совета Федерации.
Теперь государственные закупки будут производиться в соответствии с нормами закона, предписывающими открытость информации о госзаказах, определенный порядок избрания исполнителя госзаказа, а также сроки и размеры взыскания неустоек. Оговорены условия проведения конкурсов и внеконкурсных закупок, а также размещения госзаказа у единственного исполнителя. Статьей 15 Закона гарантируется размещение заказа у субъектов малого предпринимательства в размере 15% общего объема заказов.
Закон направлен на экономию бюджетных средств, обеспечение прозрачности механизма осуществления закупок продукции для государственных и муниципальных нужд, стимулирование добросовестной конкуренции и устранение возможностей злоупотреблений и коррупции.
Член Совета Федерации Владимир Федоров задал ряд вопросов о порядке проведения закупок от лица Российской Федерации. На его вопросы ответил заместитель Министра экономического развития и торговли Андрей Шаронов. Эту тему продолжил Валерий Кадохов, подвергший критике порядок проведения госзакупок в России, не разумный по территориальному и ценовому критериям.
Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» был одобрен 141 голосом.

Пресс-служба СФ


14 Июль 2005 г., четверг
СФ защитил права пострадавших в ДТП

Повысить социальную ответственность страховщиков и защитить права и законные интересы пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях призваны изменения в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Он одобрен Советом Федерации 13 июля 2005 года на 156-м пленарном заседании.

Данный документ дает возможность страховщикам осуществлять выплаты даже в случае отзыва лицензии или банкротства. Закон предусматривает также оплату страховой компенсации, если лицо, причинившее вред, не исполняет обязанности по ОСАГО или неизвестно.

Пресс-служба СФ


13 Июль 2005 г., среда
Совет Федерации одобрил закон о свободных экономических зонах

Закон о свободных экономических зонах одобрен 13 июля 2005 года в пленарном заседании верхней палаты Федерального Собрания РФ. Законодательный акт определяет правовой режим ведения предпринимательской деятельности в особых экономических зонах /ОЭЗ/ на территории России. Закон допускает создание двух типов экономических зон: промышленно-производственных площадью до 20 кв.км и технико-внедренческих - не более 2 кв.км. Им исключены такие направления деятельности ОЭЗ, как добыча полезных ископаемых и создание металлургических производств, а также выпуск подакцизных товаров, кроме легковых автомобилей и мотоциклов.

Закон устанавливает понятие особой экономической зоны как определяемую Правительством России на основании конкурсного отбора поступивших заявок часть территории страны, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности – административный, налоговый и таможенный. Закон позволит снизить издержки на преодоление административных барьеров, удешевить начало бизнеса и стоимость инвестиционного проекта.
Особые экономические зоны в соответствии с законом создаются на срок не более 20 лет и только на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Согласно нормам правового акта, ОЭЗ не могут располагаться на территории двух субъектов РФ и не могут включать в себя всю территорию муниципального образования.
Подчеркнув безусловную пользу принятия закона, парламентарии вместе с тем обратили внимание на некоторые его существенные недостатки. Так, в частности, закон не устанавливает перечня разрешенных видов деятельности на территории ОЭЗ. Предложение Правительству решать этот вопрос при создании каждой из зон, не сопровождается в законе определением критериев для этого. Сомнения вызвало и предложение разработчиков исключить возможность использования на территории ОЭЗ уже имеющихся негосударственных производственных площадей и объектов инфраструктуры, что может повлечь за собой, по мнению членов Совета Федерации, необходимость крупных бюджетных расходов на создание необходимой инфрастуктуры ОЭЗ и увеличит сроки начала полноценного функционирования особых экономических зон. Спорным представляется парламентариям и одно из положений закона, которое, в частности, обязывает резидентов промышленно-производственной зоны осуществить капвложения в сумме, эквивалентной не менее 10 млн евро. С точки зрения некоторых членов палаты, это фактически исключает из числа резидентов малые предприятия, которые во всем мире играют ключевую роль при создании ОЭЗ.
После одобрения представленного заседанию закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» верхняя палата Федерального Собрания поддержала необходимые изменения, вносимые в действующее законодательство. Ими устанавливаются налоговые преференции для налогоплательщиков-резидентов ОЭЗ. При этом парламентарии обратили внимание Правительства России на необходимость разработки механизма возмещения выпадающих в связи с вступлением в силу закона об ОЭЗ доходов субъектов Федерации и муниципальных образований.

Пресс-служба СФ


13 Июль 2005 г., среда
Внесены изменения в Налоговый Кодекс

На пленарном заседании Совета Федерации был одобрен ряд изменений во вторую часть Налогового кодекса. Их представили Комитет СФ по бюджету и Комитет СФ по экономической политике, предпринимательству и собственности.

ПРОИНДЕКСИРОВАНЫ СТАВКИ АКЦИЗОВ

Представленный главой Комитета СФ по бюджету Е.Бушминым Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов РФ» предлагает ряд серьезных изменений:

- повышаются ставки акцизов на этиловый спирт и акцизов на крепленые вина;

- изменяются ставки акцизов по прямогонному бензину и порядок их уплаты при дальнейшем использовании этого вида нефтепродуктов в качестве сырья для производства нефтехимии;

- устанавливается порядок регистрации организаций, совершающих операции с денатурированным спиртом;

- изменена схема взимания акцизов на сигареты, ставка этих акцизов увеличивается;

- индексируются ставки налога на добычу природного газа, предметом налогообложения будет нестабильный газовый конденсат.

Таким образом, законом индексируются размеры действующих ставок акцизов на подакцизные товары и размера ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче природного газа. Целью законопроекта, как подчеркнул докладчик Е.Бушмин, было сохранение уровня налоговых поступлений в бюджет от акцизов со специфическими налоговыми ставками и оптимизация процесса взимания определенных видов акцизов. Е.Бушмин подчеркнул, что изменения по акцизам соответствуют бюджетному процессу.
Планируется, что принятие данного закона обеспечит дополнительные поступления от этих налогов в консолидированный бюджет в сумме порядка 30 млрд рублей, в том числе от налога на добычу полезных ископаемых – более 7 млрд рублей. Е.Бушмин подчеркнул, что 95% доходов этого акциза поступает в федеральный бюджет и 5% в региональный.
Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов РФ» был одобрен 148 голосами.

ГОСПОШЛИНА

Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов РФ», по словам докладчика – заместителя председателя Комитета СФ по бюджету В.Новикова, имеет «нестандартную судьбу». Он был существенно изменен и расширен в процессе его принятия в Госдуме. Суть закона – уменьшение размеров госпошлины по ряду позиций.
Отменяется государственная пошлина для детей-сирот для получения паспорта и оформления гражданства. Снижен размер госпошлины за регистрацию прав на недвижимое имущество для федеральных, региональных и местных органов власти, за регистрацию договоров об отчуждении имущества и т.д. За открытие филиала банка, за регистрацию маломерных судов в судовой книге госпошлина взиматься не будет.
Однако ряд предлагаемых изменений вызвал возражения у членов Совета Федерации. Так, за госрегистрацию технического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции предлагалось снизить размер госпошлины с 40 до 5 тысяч рублей за единицу указанного оборудования. Филиалы банков предлагается открывать без уплаты госпошлины в размере 20 тысяч рублей.
В.Новиков выразил сомнение в самой идеологии закона: «Почему государство должно оказывать благотворительные жесты в адрес банков и производителей алкогольной продукции?» По мнению докладчика и профильного Комитета СФ, данный закон необходимо отклонить с созданием согласительной комиссии. Несмотря на прозвучавшую критику, закон был одобрен.
После состоявшегося обсуждения закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов РФ», был одобрен 96 голосами.

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в главу 21 части второй Налогового кодекса РФ и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства РФ о налогах и сборах» направлен на совершенствование действующей системы применения НДС и улучшение положения налогоплательщика. Докладчик - заместитель председателя Комитета СФ по бюджету В.Новиков обратил внимание на ряд существенных изменений, появляющихся в порядке уплаты НДС.
В числе изменений - введение ускоренного возмещения НДС при капитальном строительстве, переход на международную практику при определении даты возникновения обязанности по уплате НДС, обязательство платить НДС в денежной форме при проведении бартерных сделок. Последнее изменение вызвало возражения со стороны аграриев, так как сельхозпредприятия получают горючее и проводят посевную за счет товарных расчетов с поставщиками нефтепродуктов, удобрений и т.д. Поэтому для предприятий сельского хозяйства законом предусмотрена отсрочка вступления в действие этой нормы закона до 1 января 2007 года.
Закон одобрен 144 голосами.

НАЛОГИ

Федеральный закон «О внесении изменений в главу 21части второй Налогового кодекса РФ» был представлен заместителем председателя Комитета СФ по бюджету В.Новиковым. Закон определяет порядок налогообложения при реорганизации предприятий.
Основная задача закона – исключить возможность возникновения необоснованных налоговых обязательств и двойного налогообложения при реорганизации предприятий или создании новых.
Принятие закона, по мнению профильного комитета Совета Федерации, позволит не допустить повышения тарифов на услуги реформируемых естественных монополий вследствие необоснованного налогового бремени, снизит риск подрыва финансовой устойчивости реорганизуемых и вновь возникших юридических лиц. Закон одобрен 148 голосами.

РЕСТУРКТУРИЗАЦИЯ

Одобрен голосами Федеральный закон «О внесении изменений в статью 20 ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах».
Закон направлен на завершение процесса реструктуризации задолженности предприятий и организаций по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды.
Согласно одобренной редакции при наличии задолженности по страховым взносам в социальные внебюджетные фонды, накопившейся у предприятия до 1 января 2001 года, налоговые органы могут применять процедуру реструктуризации и к накопившимся суммам пеней и штрафов.
Закон одобрен 152 голосами.

ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАВЫ 26.2 И 26.3 ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГАХ И СБОРАХ

13 июля 2005 года на 156-м пленарном заседании Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
Федеральный закон представила член Комитета Совета Федерации по бюджету Татьяна Попова. Федеральный закон разработан Правительством РФ с целью совершенствования налогообложения малого бизнеса. Действующая система налогового учета и отчетности является неоправданно сложной. В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ о бюджетной политике в 2006 году отмечалась необходимость повышения для организаций малого бизнеса верхнего предела дохода, при котором возможен переход на упрощенную систему налогообложения.
Федеральный закон увеличивает максимальный размер доходов, в пределах которого организация имеет право перехода на упрощенную систему налогообложения и скорректирован перечень организаций, которые не вправе применять упрощенную систему налогообложения. К числу таких организаций отнесены бюджетные учреждения и иностранные организации, имеющие обособленные подразделения на территории Российской Федерации.
Т.Попова подчеркнула, что рассматриваемый федеральный закон изменяет порядок исчисления единого налога при применении упрощенной системы налогообложения. Также федеральный закон уточняет перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться данная система налогообложения.
Федеральный закон одобрен 153 голосами.

Пресс-служба СФ


13 Июль 2005 г., среда
Сенаторы ограничили рекламу игорного бизнеса

Обеспечить законодательную защиту российских граждан от пропаганды образа жизни, формирующей представление, что их имущественные и личные проблемы могут быть решены одной удачной ставкой, решили сенаторы. Совет Федерации одобрил 13 июля 2005 года на 156-м пленарном заседании изменения в федеральный закон «О рекламе».

Первый заместитель председатель Комитета СФ по экономической политике Владимир Гусев, предпринимательству и собственности, представивший закон, обратил внимание сенаторов на то, что легально игорный бизнес существует в России с начала 90-х годов, однако его законодательное регулирование оставляет желать лучшего. Этим, по его мнению, объясняется наличие большого количества световой и звуковой рекламы игорных заведений, которая сопоставима с рекламой алкоголя, пива и табака.
Совет Федерации ограничил по времени рекламу азартных игр и заведений на радио и телевидении, а также число печатных изданий, размещающих ее, запретил рекламу на вокзалах, станциях метро и в аэропортах. Кроме того, она не должна обращаться к несовершеннолетним и в ней не могут быть использованы образы людей и животных.
Сенаторы одобрили также поправки в Кодекс «Об административных правонарушениях», предусматривающие увеличение штрафов для должностных и юридических лиц (соответственно от 50 до 200 и от 500 до 5000 МРОТ) за нарушение положений закона «О рекламе».

Пресс-служба СФ


13 Июль 2005 г., среда
Одобрены изменения законодательства о выборах и референдумах

На 156-м пленарном заседании Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральный закон представил председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Юрий Шарандин. Рассматриваемый федеральный закон вносит изменения в 13 федеральных законов, регулирующих порядок проведения выборов. По словам Ю.Шарандина в федеральном законе впервые дается определение фракции.
К числу важнейших поправок, предлагаемых рассматриваемым федеральным законом, можно отнести исключение избирательных блоков из числа участников избирательного процесса на выборах всех уровней и сокращение количества недостоверных или недействительных подписей избирателей, при котором не допускается регистрация кандидатов, списков кандидатов либо инициативной группы по проведению референдума.
Особое внимание члены Совета Федерации обратили на то, что федеральный закон устанавливает единые для всех избираемых органов дни голосования – второе воскресение марта и второе воскресение октября, при этом закон предоставляет возможность субъектам федерации самостоятельно выбирать дату выборов.
Федеральный закон устанавливает для законодательства субъектов Российской Федерации процент голосов избирателей, полученных списком кандидатов, необходимый для допуска к распределению депутатских мандатов – он не должен превышать 7%.
Ю.Шарандин предложил совестно с Советом законодателей установить систему мониторинга исполнения законодательства о выборах.

Пресс-служба СФ


12 Июль 2005 г., вторник
Алкогольный акциз остается в области

Сегодня в Правительстве Российской Федерации заседала трехсторонняя рабочая группа из представителей Правительства, Совета Федерации и Государственной Думы Российской Федерации.

Были рассмотрены вопросы взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов федерации. Сенатор Евгений Елисеев внес предложение по распределению акциза от продажи алкогольной продукции, в результате которого Челябинская область в 2006 году может увеличить поступления от этого акциза на 306 миллионов 889 тысяч рублей, по сравнению с 2004 годом. В абсолютном выражении доход от акциза может составить 1 млрд. 012 млн. 135 тыс. рублей. Это предложение поддержали члены рабочей группы, и с ним согласился министр финансов А.Кудрин.


12 Июль 2005 г., вторник
Регионы готовят предложения в федеральный бюджет

11 июля в Совете Федерации, под председательством С.Миронова, прошло совещание, в котором приняли участие члены Совета Федерации, представители Правительства Российской Федерации и председатели законодательных собраний регионов Российской Федерации.

Совещание было посвящено теме: "О предварительных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2006 год и на период до 2008 года и основных характеристиках проекта федерального бюджета на 2006 год".
С докладами на совещании выступили Министр финансов Алексей Кудрин и Министр экономического развития и торговли Герман Греф. Бюджет 2006 года должен стать, по словам А.Кудрина, «бюджетом развития», который максимально эффективно сработает на экономический рост, укрепление рубля, снижение темпов инфляции и цен, а также сделает кредитные ресурсы доступными для юридических и физических лиц.
А.Кудрин отметил, что планируется увеличить бюджетную поддержку регионов, в том числе на 7% будет увеличен фонд софинансирования социальных программ. Параллельно с этим, по оценке Министра финансов, опережая рост экономики, вырастут в реальном выражении доходы субъектов Федерации. Более подробно о стратегии и тактике экономического блока Правительства РФ рассказал глава МЭРТ Г.Греф.
«Эта встреча стала результатом правильного решения, - рассказал по телефону член Совета Федерации Евгений Елисеев, - по привлечению потенциала регионов Российской Федерации при формировании бюджета. Мы не всегда это делали в прошлые годы, а, между тем, это очень важный инструмент, поскольку на такого рода совещаниях и в ходе их подготовки, концентрируются предложения финансовых органов, специалистов бюджетной сферы по совершенствованию бюджетных отношений».
Впервые на рассмотрении бюджета на перспективу, эта перспектива рассчитывалась на три года. Так же спикеры региональных парламентов и сенаторы были ознакомлены с прогнозом экономического развития до 2008 года. Было представлено два сценария: оптимистический и пессимистический. Многое из предложенного не устроило собравшихся в зале, были высказаны конкретными предложения, которые позволят снизить инфляцию и активизировать экономический рост в Российской Федерации.
Сенатор отметил, что министр финансов Алексей Кудрин особо подчеркнул, что эти дни «пик работы» по формированию бюджета, идет подготовка проектных предложений. И это совещание очень актуально в данный момент. Руководители региональных парламентов вооружились информацией от кабинета министров, и бюджетные комитеты этих органов имеют возможность ее переработать и внести предложения по формированию бюджета на предстоящие годы.


7 Июль 2005 г., четверг
Сенаторы узнали о концепции развития науки в России

6 июля 2005 года на 155-м заседании в рамках “правительственного часа” выступил министр образования и науки Андрей Фурсенко.

В своем выступлении Андрей Фурсенко отметил, что нынешняя ситуация в области науки не удовлетворяет ни ученых, ни бизнес, ни гражданское общество в целом. Созданный во времена Советского Союза потенциал должен быть максимально использован и учтен при разработке стратегической программы развития государственного научного сектора.
Среди проблем, требующих скорейшего решения были названы недостаточный уровень бюджетного финансирования и низкий уровень капитализации. Андрей Фурсенко отметил, что научный сектор недостаточно включен в экономику.
Одним из приоритетных направлений было названо развитие инновационной отрасли науки, в частности государственная поддержка крупных инновационных проектов. Приоритетными должны стать те сферы науки, где Россия удерживает лидирующие позиции – нанотехнологии, вооружение, атомная промышленность, самолетостроение.
В изложенной программе предполагается значительно увеличить бюджетное финансирование, создать благоприятные условия для привлечения внебюджетных средств, предусмотреть налоговые льготы, урегулировать законодательные нормы в сфере интеллектуальной собственности.
На вопрос Сергея Миронова, касающийся мер по предотвращению «утечки умов» министр образования и науки ответил, что вся программа по модернизации научной отрасли направлена на сохранение в российской науке молодых и перспективных ученых. В частности, предполагается в течение двух-трех лет существенно увеличить зарплату научным работникам, осуществлять тесную интеграцию вузов и академических институтов, способствовать созданию инновационного бизнеса. В планах также предусмотрена модернизация технологической базы, что позволит создать дополнительные возможности для самореализации молодых ученых.
Андрей Фурсенко считает нецелесообразным делать ставку на закупку зарубежных технологий, так как это может ударить по развивающимся отечественным технологиям. Он отметил также нежелание ведущих стран продавать России передовые технологии, в частности, в сфере микроэлектроники. Тем не менее, необходимо закупать научное оборудование, которое не будет производиться у нас в ближайшее время.
Сенаторы выразили обеспокоенность судьбой имущества научных учреждений, которое предполагается передать в муниципальную собственность. А.Фурсенко заявил, что министерство образования и науки внесет предложения по изменениям в 122-й Федеральный закон, касающиеся участия регионов в научно-технической деятельности.
А.Фурсенко также ответил на вопросы, касающиеся реформы образования.

Пресс-служба СФ


6 Июль 2005 г., среда
Проект Федерального закона об обеспечении целевого финансирования дорожного хозяйства

На 155-ом пленарном заседании Совет Федерации принял обращение к Председателю Правительства Российской Федерации Михаилу Фрадкову по вопросу финансирования дорожного хозяйства.

С докладом по данному вопросу выступил председатель Комитета по бюджету Евгений Бушмин. Он рассказал, что существующая сеть автомобильных дорог в основном либо исчерпала свою пропускную способность, либо находится в крайне неудовлетворительном состоянии. Именно дороги являются наиболее слабым местом инфраструктуры, что тормозит дальнейшее развитие экономики Российской Федерации.
Из-за сокращения финансирования дорожного хозяйства в течение последних лет невозможно осуществление среднесрочного и перспективного развития сети автомобильных дорог. В 2005 году произошло реальное снижение объема субсидий бюджетам субъектов Российской Федераций, предоставляемых из федерального бюджета.
Обращение содержит конкретную сумму, необходимую для строительства и ремонта автомобильных дорог.
Члены Совета Федерации обратились к Правительству Российской Федерации с просьбой поддержать инициативу Совета Федерации по разработке проекта Федерального закона об обеспечении целевого финансирования дорожного хозяйства. Для выработки согласованных предложений по проекту этого Федерального закона члены Совета Федерации предложили создать рабочую группу, включив в ее состав представителей обеих палат Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации.

Пресс-служба СФ


6 Июль 2005 г., среда
Расширяется перечень образовательных учреждений, в которых можно получить профессиональную подготовку

На 155-ом заседании Совета Федерации был одобрен Федеральный закон "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании".

Докладчик – председатель Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии Виктор Шудегов обосновал актуальность закона необходимостью привести законодательство в соответствие с реально сложившейся образовательной практикой в области начального и среднего профессионального образования. Законом устанавливается, что общеобразовательные программы могут реализовываться в учреждениях профессионального образования (начального, среднего и высшего) по решению их учредителя. Это легитимизирует уже сложившуюся образовательную практику, подчеркнул В.Шудегов. А в результате принятия закона, что принципиально важно, расширяется перечень образовательных учреждений, в которых можно получить профессиональную подготовку. Также уточнены положения о возможности получения среднего профессионального образования по сокращенным программам.
Обсуждение закона вызвало дискуссию об оптимальной системе профессиональной подготовки молодежи в образовательных учреждениях, в том числе о подготовки специалистов в непрофильных вузах. Только 5% рабочих в России имеют высокую профессиональную квалификацию, обозначил актуальность проблемы профессиональной подготовки молодых рабочих член Совета Федерации Николай Рыжков. Он предложил вернуть учащимся системы профтехобразования их льготы – бесплатный проезд на транспорте, бесплатное питание, спецодежду. Недопустимы в современных условиях установленные сроки переподготовки кадров – 13 лет, считает он. В связи с этим Н.Рыжков предложил Совету Федерации выступить с инициативами по восстановлению и модернизации системы профтехобразования в России. Глава Комитета Совета Федерации по местному самоуправлению Леонид Рокецкий обратил внимание на ряд "технических небрежностей" в представленном законе.
В.Шудегов обратил внимание на то, что обсуждаемый закон принимается в дополнение к действующему Федеральному закону "Об образовании" и не может вторгаться в его концептуальные положения.
Закон одобрен 141 голосами.

Пресс-служба СФ


6 Июль 2005 г., среда
Снято ограничение размера средних зарплат и стипендий для лиц, находящихся на воинской службе

На 155-ом заседании Совета Федерации было одобрено изменение к Федеральному закону "О воинской обязанности и военной службе", направленное на повышение защищенности граждан, привлеченных к участию в мероприятиях, связанных с исполнением воинской обязанности или поступлением на военную службу по контракту.

Докладчик – первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Ключенок пояснил, что принятие данного закона снимает ограничения по материальному обеспечению граждан в связи с исполнением ими воинской обязанности или их поступлением на военную службу по контракту. Ранее за ними сохранялись места работы или учебы и осуществлялась выплата среднего заработка или стипендии, однако не более одной тысячи рублей, без коэффициентов в районах Крайнего Севера и процентных надбавок к должностным окладам. Такое положение провоцировало граждан к уклонению от исполнения воинской обязанности, отметил В.Ключенок.
Одобренным законом из пункта 1 статьи 6 исключаются слова "в размере не более 1000 рублей", что снимает существовавшие финансовые ограничения в отношении лиц, исполняющих воинские обязанности. Для реализации закона, сообщил докладчик, потребуется дополнительно 1057 млн рублей в год.
Федеральный закон "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", принятый Государственной Думой 1 июля 2005 года, одобрен Советом Федерации 143-мя голосами.

Пресс-служба СФ


6 Июль 2005 г., среда
Упрощен порядок оформления прав на земельные участки сельскохозяйственного назначения

На 155-м заседании Советом Федерации одобрены изменения к Федеральным законам "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и "О землеустройстве", упрощающие порядок оформления порядка владения, пользования и распоряжения землями сельскохозяйственного назначения. Председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике Геннадий Горбунов пояснил, что представленный закон является результатом работы согласительной комиссией палат Федерального Собрания Российской Федерации.

Важнейшими нормами рассматриваемого Федерального закона являются нормы об установлении порядка выделения земельного участка в счет земельной доли, установлении упрощенного порядка определения границ земельных участков и введении упрощенного порядка удостоверения доверенностей, выданных участникам долевой собственности – право удостоверения предоставлено органу местного самоуправления. Кроме того, установлены особенности и порядок совершения сделок с долями в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, определен правовой механизм действий в отношении невостребованных земельных долей.
Как подчеркнул Г.Горбунов, закон необходим для ускорения оформления прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и включения их в оборот, подчеркнул. Ряд проблем, связанных с установлением порядка оформления владения земельными участками, остается не урегулированным. Для их решения, сказал Г.Горбунов, требуется внести изменения в Земельный Кодекс Российской Федерации.
После доклада развернулась дискуссия о перспективах законодательного регулирования вопросов землепользования, в Российской Федерации, самостоятельного захвата земельных участков и прав собственников. У В.Степанова вызвало возражение положение закона, по которому собственник должен покупать для сельскохозяйственных нужд не менее 10% земель от всех площадей сельскохозяйственных угодий данного региона. Поступили и другие замечания от членов Совета Федерации, в том числе редакционного характера. Все вопросы в этой сфере одним законом разрешить нельзя, отметил Г.Горбунов.
Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный Закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и Федеральный закон "О землеустройстве", принятый Государственной Думой 29 июня 2005 года, одобрен Советом Федерации 133 голосами.

Пресс-служба СФ


6 Июль 2005 г., среда
Изменено законодательство о валютном регулировании и валютном контроле

На 155-ом пленарном заседании Совет Федерации одобрил Федеральный закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в части изменения Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле").

Федеральный закон представил председатель Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению Сергей Васильев. Он рассказал, что практика применения Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" выявила определенные недостатки. Закон избыточно регулирует перечень разрешенных валютных операций между резидентами.
Федеральный закон изменяет порядок ввоза в Российскую Федерацию физическими лицами наличной иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме. Законом отменяется необходимость предварительной регистрации вывоза валюты.
Также Федеральный закон разрешает юридическим лицам осуществлять некоторые операции без использования банковских счетов.
Таким образом рассматриваемый Федеральный закон упрощает порядок обращения внешних ценных бумаг между резидентами и нерезидентами.

Пресс-служба СФ


6 Июль 2005 г., среда
Универсальные услуги связи

5 июля 2005 года в Совете Федерации состоялось совместное заседание Комиссии Совета Федерации по естественным монополиям и Комиссии Совета Федерации по информационной политике. Открыл и провел заседание председатель Комиссии СФ по естественным монополиям Михаил Одинцов.

О ходе внедрения универсальных услуг связи на территории Российской Федерации рассказал Министр информационных технологий и связи Леонид Рейман. К услугам связи относятся услуги телефонной связи с использованием таксофонов и услуги по предоставлению доступа к сети «Интернет».
По информации министра, сейчас по статистике количество сотовых телефонов в стране на человека превысило 100%, т.е. некоторые являются обладателями двух и более телефонов, в то время как многие граждане не имеют доступа даже к таксофонам, более 46 тысяч населенных пунктов вообщен не имеют телефонной связи
Л.Рейман представил механизм реализации системы универсальных услуг. Он рассказал обо всех этапах проведения конкурса, на основе которого будет осуществляться выбор предприятий оказывающих услуги связи.
Наибольшие проблемы, по мнению Л.Реймана, вызывают центральный и северо-западный регионы. Так как, по данным Министра информационных технологий и связи, в них сосредоточено наибольшее число городов, не имеющих телефонной связи.
По результатам обсуждения информации, представленной Министром информационных технологий и связи, участники заседания приняли решение обратиться в органы государственной власти субъектов РФ с предложением принять активное участие в реализации универсальных систем связи.
Также в ходе заседания рассматривались проекты федеральных законов, предусматривающие изменения и дополнения в федеральные законы «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей», «Об общих принципах организации местного самоуправления». Проекты были представлены председателем подкомиссии Вячеславом Новиковым.
Информацию о проекте федерального закона «О защите конкуренции» представил первый заместитель председателя Комиссии СФ по естественным монополиям Валентин Межевич. По его мнению, представленный проект устанавливает недостаточную ответственность предприятий за монополистический сговор на товарных рынках. Проект закона предусматривает принятие дополнительных Постановлений Правительства и изменений в ряд федеральных законов. В.Межевич предположил, что предусмотренные изменения в действующее законодательство позволит ужесточить ответственность предприятий за сговор.

Пресс-служба СФ


5 Июль 2005 г., вторник
СФ: Итоги весенней сессии

4 июля Председатель Совета Федерации Сергей Миронов провел пресс-конференцию в Российском информационном агентстве "Новости".

Пресс-конференция была огранизована в рамках информационного проекта "Диалог с сенатором".Отвечая на вопросы представителей СМИ, Председатель Совета Федерации еще раз вернулся к идее создания фонда социальной защиты. "У государства много затратных социальных задач, которые необходимо решать, и наряду со Стабилизационным фондом и инвестиционным фондом не грех бы создать и третий фонд", - отметил Сергей Миронов.
Председатель Совета Федерации подчеркнул, что средства Стабилизационного фонда необходимо направлять на инфраструктурные проекты, например, на строительство дорог, больниц, школ, газификацию сел. По его мнению, в настоящее время объем средств в Стабилизационном фонде достаточно большой, между тем как "45-60 млрд долл. хватило бы на черный день".
На пресс-конференции Сергей Миронов также высказался в поддержку Указа "Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти", подписанного Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 2 июля текущего года. Указ расширяет полномочия региональных органов государственной власти, в том числе наделяет глав исполнительной власти субъектов Федерации правом согласовывать кандидатуры на должность руководителей территориального органа федерального органа исполнительной власти.
Как прокомментировал Председатель Совета Федерации, "лозунг "берите суверенитета столько, сколько сможете унести", привел к тому, что многие наши регионы стали похожи на какие-то феодальные княжества. После того как появился новый порядок избрания губернаторов, когда они стали напрямую ответственны перед Президентом, перед своим населением через своеобразную коллегию выборщиков, то есть депутатов, стало понятно, что то наделение полномочиями, которое было сделано в той еще эпохе, когда у Президента не было доверия, по крайней мере, к некоторым субъектам РФ, теперь теряет свою идеологическую основу. Почему бы не доверить им участие в формировании кадрового потенциала тех региональных составляющих федеральных министерств, которые работают на территории субъекта? Это ожидаемый губернаторами шаг. Это важный аспект дальнейшего федеративного развития нашей страны".
По просьбе журналистов Сергей Миронов также высказал свое мнение о предложении Губернатора г.Санкт-Петербурга В.И.Матвиенко вернуть губернаторов в Совет Федерации.
"Возвращать губернаторов и глав региональных парламентов в Совет Федерации не нужно. Здесь работа должна вестись на постоянной профессиональной основе, - сказал Председатель Совета Федерации. - Вернуть их надо к формированию бюджета. Думаю, что они должны напрямую участвовать в бюджетном процессе. В конце концов, бюджет исполняется в регионах. Это абсолютно реально сделать".
"Возможно, Совет законодателей и Госсовет могли бы проводить совместные заседания в стенах Совета Федерации, - добавил Сергей Миронов. - Это будет, скорее всего, даже решение на уровне Президента".
В ходе пресс-конференции Председатель Совета Федерации также ответил на ряд других вопросов, в том числе о возможности запрета Национал-большевистской партии, о работе Парламентской комиссии по расследованию трагедии в г.Беслане, альтернативной воинской службе.


5 Июль 2005 г., вторник
Государственный кадастр недвижимости необходим для развития ипотеки

В Совете Федерации состоялось заседание Временной комиссии Совета Федерации по законодательному обеспечению формирования рынка доступного жилья на тему: «Повышение инвестиционной активности в жилищном строительстве при помощи системы государственного кадастра объектов недвижимости». Вела заседание заместитель Председателя Совета Федерации С.Ю.Орлова.

В заседании Временной комиссии Совета Федерации по законодательному обеспечению формирования рынка доступного жилья на тему «Повышение инвестиционной активности в жилищном строительстве при помощи системы государственного кадастра объектов недвижимости» приняли участие вице-спикеры Совета Федерации Светлана Орлова и Александр Торшин, члены Совета Федерации, представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также представители банков и предприятий-застройщиков. В центре внимания участников обсуждения были проблемы создания кадастра объектов недвижимости в Российской Федерации. С докладом выступил Михаил Мишустин, руководитель Федерального агентства кадастров объектов недвижимости.
Открывая заседание, заместитель Председателя Совета Федерации С.Орлова предложила скорректировать план законотворческой деятельности на осеннюю сессию в части создания законодательной базы для формирования рынка доступного жилья в России. Обеспечение граждан доступным жильем является одной из самых важных социально-экономических задач в стране. С.Орлова подчеркнула актуальность проблем, связанных с развитием ипотеки и администрированием жилищного строительства, для субъектов Федерации. Например, к выпадению доходов регионов привели изменения по налогу на прибыль, внесенные в Налоговый кодекс РФ. Главная задача Временной комиссии, подчеркнула она, определить какие изменения и в какие законы надо внести, чтобы повысить инвестиционную привлекательность жилищного строительства.
Доклад М.Мишустина был посвящен роли Кадастра объектов недвижимости для обеспечения граждан доступным жильем. Рассматривать проблему ипотеки, считает он, необходимо сквозь призму экономики в целом. В экономике развитых стран в сфере недвижимости создается до 25% ВВП, а, например, в США – 53% ВВП. Такое широкое распространение ипотеки, считает докладчик, стало возможным благодаря информационной открытости кадастров объектов недвижимости – главного государственного источника информации о домах и земельных участках, в том числе об их налоговой стоимости и правообладателях. Анализ ситуации в России показывает, что на сегодняшний день мы имеем серьезные предпосылки к решению задачи по созданию всероссийского кадастра недвижимости. Во-первых, отметил М.Мишустин, сформирован институт частной собственности граждан, которые уже владеют почти 8% земельных участков в России, приватизировано 60% рынка жилья. Далее глава Федерального агентства выделил причины, по которым темпы развития ипотеки в России остаются чрезвычайно низкими. Главным тормозом для развития ипотеки, по его мнению, является отсутствие информационно-технического инструментария. Законопроект о государственном кадастровом учете объектов недвижимости находится лишь в стадии согласования с Правительством РФ. Он снимет ряд концептуальных вопросов в сфере кадастрового учета и даст толчок к развитию ипотеки, считает М.Мишустин. По завершении доклада был продемонстрирован Интернет сайт Федерального агентства, на котором уже создан проект информационно-технического инструментария для современного ведения Кадастра.
Член Совета Федерации Олег Толкачев попросил уточнить ближайшие перспективы развития ипотеки в регионах России. Он произвел приблизительные расчеты, исходя из средней стоимости жилья в России, и выяснил, что в среднем каждый регион должен выдать от 11 до 30 тысяч ипотечных кредитов. Когда мы сможем достигнуть таких показателей, если сегодня в столичном городе Москве выдается в год всего 3,5 тысячи? Всего в России, по информации О.Толкачева, выдается порядка 35 тысяч ипотечных кредитов. «Мы должны перейти на принципиально новую ступень в развитии ипотечного кредитования, а этом означает смену подходов к решению этой проблем, образа действия по каждому региону», - подчеркнул он. Главным условием развития ипотеки, по его мнению, является повышение реальных доходов российских семей, как минимум, до тысячи долларов в месяц. При этом ставка ипотечного кредита в российских условиях не должна превышать 10%, а кредиты должны быть максимально длительными – на 30-40 лет, считает О.Толкачев.
Председатель Комитета СФ по бюджету Евгений Бушмин напомнил о том, что кадастр разрабатывается последние 10 лет, и попросил уточнить сроки его окончательной готовности. «Пока у граждан нет возможности обратиться к Кадастру, чтобы узнать налоговую стоимость своего участка. И если кадастровый учет будет создаваться еще лет 15, то ипотека найдет другие пути развития», - заметил он. Электронная программа кадастрового учета, проинформировал его М.Мишустин, находится в стадии технической доработки. В целом она уже готова и будет доступна в Интернете, начиная с ноября текущего года.
Параллельно с этим проводится опись более чем четырех десятков миллионов земельных участков, которые надо поставить на учет в налоговой инспекции. Однако сложность, продолжил Е.Бушмин, заключается в отсутствии собственников у большинства земельных участков, отсутствии границ земель, принадлежавших ранее колхозам. Для проведения таких работ, считает М.Мишустин, потребуется около пяти лет.
Участники заседания Временной комиссии обсудили весь комплекс проблем и предложений по становлению государственного кадастра объектов недвижимости. Все прозвучавшие мнения и предложения будут учтены законодателями в их дальнейшей работе по данному направлению, заверила С.Орлова.

Пресс-служба СФ



© 2002 Пресс-служба Е.А.Елисеева
© 2002 Центр внедрения специализированных систем